Дом с мезонином Несколько десятков зданий Минусинска имеют статус памятников архитектуры

Дом с мезонином Несколько десятков зданий Минусинска имеют статус памятников архитектуры
Фотографии Эдуарда Карпейкина

Только что отгремел юбилей Енисейска, который позволил вернуть к жизни более 20 объектов культурного наследия. Цена их спасения казалась фантастической – несколько миллиардов рублей. Но не за горами юбилей еще одного сибирского города – Минусинска. В 2023 году ему исполнится ровно 200 лет. И памятников архитектуры здесь тоже немало. Ждет ли их такое же преображение? Вместе со специалистом Центра сохранения культурного наследия края Сергеем Чистяковым мы прошлись по городу, чтобы познакомиться со старинными зданиями.

«Зимний дворец»

А точнее – совершить небольшое путешествие в Минусинск XIX века. В отличие от Красноярска старая часть города не претерпела таких внушительных изменений.

Начинаем мы с дома Вильнера – так называется здание на улице Октябрьской. Построил (по некоторым данным, купил) его купец Герш Вильнер, сколотивший состояние на торговле пушниной. В разное время здесь было реальное мужское училище, банк – кстати, на втором этаже при реставрации был найден внушительный банковский сейф, – магазины и даже кинотеатр. Здание за необычный фасад, перенасыщенный декоративными элементами, называли «Зимним дворцом».

Во дворе работала электростанция.

Сейчас здание стоит в лесах до самой крыши. Выполнены работы по усилению фундамента, штукатурке, вычинке кирпичной кладки на фасаде… А ведь очень долго оно было в таком состоянии, что местные жители в буквальном смысле не могли сдержать слез, когда проходили мимо.

– Здание построено в несколько этапов, – рассказывает Сергей Чистяков. – Первый выполнен в 1888 году. Вот здесь была сквозная арка-проем во внутренний двор. Сейчас выполняется реконструкция с элементами реставрации. Реставрируются здесь предметы охраны – это стены, проемы оконные и дверные, кровля.

После завершения работ планируется, что здесь будет учебный корпус Минусинского колледжа культуры и искусства.

С одной стороны, хорошо, что средства нашли – а многие годы это была настоящая проблема. Но вот от первоначального здания в итоге здесь останется не так и много.

– По сути, из «исторического» остается фундамент и наружные стены, – говорит Сергей Чистяков. – Внутренние стены все разобраны, выполнены заново из современных материалов. Лестницы – не на своих местах, очень многое здесь изменилось. Сейчас создается тепловой контур, все оконные рамы выполнены из дерева.

Реставрационные работы подразумевают еще и восстановление различных деталей.

– По своему первому образованию я кузнец-художник, – вспоминает Сергей Чистяков. – Выполнял курсовую работу по кованым элементам этого здания – тут было много интересной ковки. Сейчас некоторые элементы будут восстанавливать или делать заново – это будут балконы, консоли для них.

Мы проходим по этажам. Поражает толщина кирпичных стен – на вид она не менее 70 см. Причем кирпич здесь клейменый: ранее работы по лепке кирпича и поставке выполнялись большим количеством людей, и необходимо было отслеживать качество.

Спускаемся в подвал. Там из силиконовых форм достают элементы лепнины. Такой основательный подход вызывает уважение: столько тратить времени на изготовление различных элементов, когда можно приобрести любую подобную деталь из полиуретана!

– Лепнины здесь было много и разнообразной, – рассказывают нам. – Мы изготавливаем отдельные элементы из гипса по старинным эскизам: сохранилось большое количество фотографий.

Мастер Валерий Чинов работает на объекте уже более года – за это время в причудливых формах, повторяющих то диковинный плод, то резные листья растения, застыли тонны гипса.

Намоленное место

Ну а мы подходим к Спасскому собору, памятнику федерального значения, архитектурной доминанте исторической площади.

– Он строился в несколько этапов, – рассказывает Сергей Чистяков. – Первый датируется 1804–1814 годами. По одной из версий, весьма нетривиально был выполнен ход строительства. Здесь находилась вначале деревянная церковь, и, судя по всему, ее обложили каменным объемом. Получилась церковь в церкви. Потом деревянную разобрали.

Заходишь под старинные своды. Невероятные ощущения – вот она, двухвековая история города, открывается перед тобой. Если бы мы пришли сюда на службу где-нибудь в 1830-х годах, то, возможно, услышали, как здесь поют братья – декабристы Беляевы.

А вот еще спустя век мы бы не обнаружили даже колоколов на храме: чудом уцелел собор, остальные церкви в 30-е годы прошлого века были разрушены.

Но в 1945 (по другим данным, в 1943-м) году город облетела радостная новость – храм решили вернуть верующим.

Но какое же здесь запустение после того, как сюда загоняли тракторы и автомобили! Ни одного стекла в огромном здании. Уничтожены все три иконостаса, повреждены стены. Восстанавливать храм выпало вернувшемуся после нескольких лет Колымы и Хабаровского края отцу Всеволоду Баркову.

Сегодня здесь служит в том числе и иерей Сергий Круглов. Он хорошо известен не только в нашем крае. Является автором нескольких книг – какие-то из них были опубликованы в московском издательстве «Новое литературное обозрение». Постоянный автор интернет-портала «Правмир».

Как и в каждом старинном храме, здесь немало необычных икон.

Я подхожу к Николаю Чудотворцу. Несколько вмятин на облачении, лике: говорят, что это следы от дроби. Но с какой любовью и всепрощением он смотрит на нас!

Театр под каланчой

Не могли мы миновать еще одно значимое здание в городе – речь идет о Минусинском театре, одном из самых старых в Сибири.

– Здание в начале XX века строилось для размещения пожарной части, – объясняет Сергей Чистяков. – Театру определили место в левой половине здания. Наверху постоянно находился дежурный, и как только он видел дымок, он сразу же подавал сигнал.

На самом деле история интересная: много ли театральных зданий с пожарной вышкой на крыше вы видели? А что было делать, если увлеченные искусством горожане уже ставили серьезные постановки, но не было ни подходящего здания, ни надежды, что его построят? В 1888-м выкупили деревянную казарму у купца, плохо отапливаемую и не имеющую освещения.

Тогда было предложено собирать деньги на пожарное депо и наверху разместить театр, что представлялось логичным: с одной стороны, учреждение пожароопасное, с другой – члены пожарного общества были неравнодушны к искусству… Сейчас здание нуждается в реставрации: предполагается, что она начнется после того, как в городе будет отстроен Центр культурного развития, и труппа временно разместится там.

Не может оставить равнодушным дом врача Александра Малинина. С колоннами, выполненными из дерева, в обрамлении из пышной листвы, он выглядит как старинная дворянская усадьба. А ведь именно отсюда берет свое начало история Минусинского музея.

В доме была устроена еще и аптека – а провизора найти было не так легко. И тогда Александр Малинин написал Николаю Мартьянову – несколько лет назад они познакомились в Казани. Увлечение коллеги музеем он поддерживал.

Основатель музея писал: «Распаковывая и приводя в порядок свои вещи, я в присутствии Александра Васильевича развязал ящик с минералогической коллекцией. Он внимательно осмотрел ее и вышел в другую комнату, а возвратившись минуту спустя, преподнес мне прекрасный золотой самородок. «Этих у вас нет! Надо пополнить коллекцию!..»

Совсем рядом – еще одно очень приметное здание. Дом купца, мецената Ивана Гусева, который состоит как бы из двух частей. Вторая – в три окна, мезонин. Сложно поверить, что ему уже более 150 лет. В начале XX века здесь жил археолог Иван Савенков – именно он открыл первые стоянки времен палеолита на Афонтовой горе в Красноярске. Предполагают, что у него останавливался Василий Суриков, когда приезжал в Минусинск.

И это лишь малая часть историй, которые скрываются за фасадами старинных минусинских зданий.

Каннелюры в некрополе

Минусинск – настоящая сокровищница для тех, кто интересуется архитектурой, историей, искусством Сибири. Здесь под особой охраной не только старинные особняки, собор или музеи, но и некоторые объекты на кладбище. Мы и там побывали. Тем более что сейчас в городе реализуется проект по созданию путеводителя по Минусинскому некрополю.

У входа на старое кладбище – большая схема. Особо здесь отмечены могилы Николая Мартьянова и героев войны…

Интересны надгробные плиты, обелиски, установленные похороненным здесь меценатам, представителям духовенства, основателям драматического театра, купцам. В начале XX века появился образ плакальщицы – надгробие с изображением преклонившей колена женщины. Одним из самых необычных памятников здесь считается стела в виде колонны с каннелюрами (вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны), увенчанная кубом с изображением перевернутого сердца.

Но путеводитель по Минусинскому некрополю – только одно из направлений.

– В целом проект называется «Архитектурно-историческому наследию Минусинска – руку помощи», – рассказывает Елена Стельмах, директор издательского агентства «Надежда и мы». – Он получил поддержку Фонда президентских грантов. Хотелось бы в преддверии 200-летия города, который будут отмечать в 2023 году, привлечь внимание к его истории, рассказать о ней.

Специалисты отмечают, что, несмотря на богатую историю города, специализированных изданий просто нет. И вот в рамках гранта на полки библиотек удалось положить том В. А. Ватина о городе. А вскоре появится еще одна книга – «Неоконченная экскурсия».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света