В этом году Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат Эвенкийского муниципального района Красноярского края отмечает свое 45-летие. Впрочем, юбилей здесь празднует, наверное, только спальный корпус. Построен он был даже раньше открытия интерната. Учебный, в котором проходят все уроки и мероприятия, появился намного позже – в 2005 году. Это здание – предмет гордости директора эвенкийского интерната. А в спальный корпус гостей предпочитают не водить…
Без оглядки на национальность
В школу-интернат в Туре собираются дети рыбаков и охотников из всех отдаленных поселков Илимпийской группы. Во второй половине прошлого века кое-где в населенных пунктах еще существовали начальные классы, а вот средней школы не было. И ребятишек, окончивших трехлетку, привозили в районный центр Туру продолжать образование. Сначала интернат был восьмилеткой, сейчас же дает полное 11-летнее образование, начиная с первого класса. Дети из Чиринды, Юкты, Учами, Эконды, Нидыма здесь и учатся, и живут практически весь год, уезжая домой только на зимние и летние (если это возможно из-за труднодоступности поселений) каникулы.
Сегодня в школе-интернате обучается 235 детей, 190 из них – представители коренных малочисленных народов Севера, остальные – русские. А в этом году появились еще киргиз, три таджика и девочка-узбечка. Впрочем, на национальность в школе особо не обращают внимания – учишься в эвенкийской школе, будь добр принимать ее правила. Так что русские и таджики вместе с эвенками одинаково успешно изучают эвенкийский язык и традиции этого народа, а также учатся изготавливать национальную эвенкийскую одежду, понимают значение охоты и оленеводства для местного населения.
Впрочем, и между детьми нет здесь разногласий на национальной почве. Все ученики этой школы-интерната – коренные, то есть родившиеся на эвенкийской земле. Да и столько межнациональных семей создается на этой территории, что глупо было бы делить кого-то по разрезу глаз или цвету волос.
– Историю Эвенкии можно проследить по истории нашей школы, – считает директор Туринской средней общеобразовательной школы-интерната Вера Еремина. – Нам есть чем гордиться. У нас, например, учился депутат Законодательного собрания Красноярского края Анатолий Амосов. Начинала свою педагогическую деятельность заслуженный учитель РФ, профессор Зинаида Пикунова. В нашем спортивном зале много лет работал заслуженный учитель России Виктор Волков. А наш выпускник Василий Удыгир – чемпион России по северному многоборью.
Дом с покосившимися стенами
Сегодня школа-интернат – это три отдельно стоящие здания. Раньше спальный корпус был соединен с начальной школой теплым переходом, но после пожара в 2000-м переход исчез. А оба здания требуют капитального ремонта.
Спальный корпус – официальное название деревянного здания. По сути это второй дом для ребятишек, приехавших учиться. Здесь они проводят все свое свободное время, спят, читают книжки, смотрят телевизор, ужинают. Сейчас в интернате живет 80 детей. Малышей (а в этом году особенно много маленьких детей прибыло из поселка Куюмба) на первое время разбирают родственники или знакомые – для адаптации. Ведь не каждый ребенок сможет вот так запросто, без душевных переживаний, оторваться от родителей, привычного образа жизни и поселиться в общежитии. Но места для них забронированы.
Этот корпус – боль администрации школы-интерната. Брусовое здание, обшитое тесом, стоит на деревянных сваях. Большая часть первого этажа уже не используется из-за его аварийного состояния, на остальной площади – бытовые и складские помещения. Пол здесь частично провалился, оконные рамы и дверные блоки перекосило от усадки здания. Снаружи стены уровнем наклона напоминают Пизанскую башню.
Чтобы ребятишкам попасть к умывальникам и в туалет, необходимо спуститься еще ниже уровня первого этажа – в полуподвальное помещение. Запах здесь невообразимый. Администрация школы не скрывает: туалетные комнаты не соответствуют никаким санитарным нормам. Девочкам вместо 12 гигиенических комнат приходится пользоваться одной. Так что по утрам здесь выстраивается очередь.
Может быть, и хорошо, что дети живут на втором этаже – и пол более безопасен, и запахи не доносятся. Но и здесь условия, мягко говоря, не сказочные. Двери маленьких комнатушек, в которых живет по три-пять человек, выходят в облупленный коридор. Учителя замечают: сами ремонтировали общежитие перед началом учебного года, но стены настолько старые, что обои от них отваливаются, штукатурка не держится. Ребятишки стараются хоть как-то украсить свой быт, но сильно не размахнешься. На одного ребенка здесь приходится чуть более четырех квадратных метров, хотя по норме положено шесть. Личные вещи положить некуда: отсутствуют комнаты для их хранения, раздевалки притулились тут же – в уголках спален. Зато в комнате отдыха стоит большой телевизор, а в коридорчике висит турник.
– Может быть, дома у них условия и не лучше, – замечает побывавший в спальном корпусе школы-интерната руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Сергей Берунов. – Но о развитии какой культуры мы можем говорить, помещая детей в такие условия?
Объединиться по-соседски
Роспотребнадзор не единожды выписывал школе-интернату предписания устранить все недостатки. Но у муниципалитета денег на капитальный ремонт спального корпуса нет. Да и стоит ли вкладываться в развалюху – тоже вопрос. В администрации Эвенкийского муниципального района видят выход из ситуации в объединении двух образовательных учреждений – муниципальной Туринской школы-интерната и точно такого же краевого коррекционного интерната VIII вида, где обучаются дети с проблемами здоровья из той же группы поселков.
– Сегодня в коррекционной школе-интернате находится всего 40 детей вместо 90, – рассказывает заместитель главы администрации ЭМР по социальным вопросам Лада Паникаровская. – Из него выехали дети-сироты (по новым правилам они могут обучаться только в специализированных учреждениях – детдомах). Площади пустуют. В рамках идущей оптимизации расходов по Красноярскому краю и инклюзии в образовании было бы правильно объединить два учебных заведения, находящихся в Туре.
Коррекционная школа-интернат на семь лет моложе своего товарища по поселку, имеет крепкие здания и построена в микрорайоне Таежном. Здесь существуют сети горячего и холодного водоснабжения, в отличие от остальной территории Туры. То есть комфорт детям был бы обеспечен.
– Законом это допускается, – замечает Лада Владимировна. – А у нас в каждом образовательном учреждении может проводиться адаптивное обучение детей-инвалидов.
В администрации уже продумали всю схему доставки ребятишек из спальных корпусов коррекционного интерната в школу общеобразовательного. Это вполне можно сделать на имеющемся автобусе. Последнее слово – за краевым министерством образования.
КОММЕНТАРИЙ
Минобр не против
На запрос «НКК» министерство образования Красноярского края ответило: в настоящее время рассматривается вопрос об объединении двух интернатов, поступивший от администрации Эвенкийского муниципального района.
Как пишут специалисты минобра, «министерство образования не возражает против передачи зданий коррекционной школы-интерната в муниципальную собственность для объединения двух школ, находящихся на территории поселка Тура, с целью обеспечения условий проживания учащимся Илимпийской группы поселений. В то же время при объединении школ необходимо сохранить в здании коррекционной школы-интерната созданные специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и организовать для них образовательный процесс в соответствии с адаптированными образовательными программами».
Правда, как долго будет идти рассмотрение этого вопроса и оформление документов для передачи краевого учреждения в муниципальную собственность, пока не уточняется.