Нынешний год – это год 80-летия освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Каждый город и село в этом краю знают и чтут свой знаменательный день – так было всегда и будет… Но сегодня каждая из этих дат приобретает особый смысл.
Враг создавал «зоны пустыни»
Донбасская операция началась 13 августа 1943 года. Участвовали в ней войска Юго-Западного фронта под командованием генерала армии Родиона Малиновского и Южного фронта – генерал-полковника Федора Толбухина при поддержке Азовской флотилии.
Гитлеровцы построили мощные оборонительные сооружения на реке Миус, подтягивали резервы. Однако натиск Красной армии оказался настолько ошеломляющим, что уже 1 сентября противник начал отступать по всей линии фронта. За десять дней были освобождены Калиновка, Артемовск, Мариуполь и Сталино, нынешний Донецк. Спасаясь от окружения, враг отходил за Днепр, и как впоследствии писал в своих мемуарах генерал-фельдмаршал Манштейн, это было самое тяжкое отступление вермахта во всей военной компании 1943–1944 годов. По причине стремительного наступления советских войск и решительных действий партизанских отрядов немцы не имели возможности вывезти не только раненых, которых было более 200 тысяч, но и вообще весь запас материальных средств, включая снаряды, рассчитанный на три месяца войны. Отступая, гитлеровцы создавали «зоны пустыни».
«В зоне 20–30 километров перед Днепром было разрушено, уничтожено или вывезено в тыл все, что могло помочь противнику немедленно продолжить свое наступление на широком фронте по ту сторону реки, то есть все, что могло явиться для него укрытием или местом расквартирования, и все, что могло обеспечить его снабжение, в особенности продовольственное снабжение его войск. Одновременно, по специальному приказу Геринга, из районов, которые мы оставляли, группой армий были вывезены запасы, хозяйственное имущество и машины, которые могли использоваться для военного производства».
(Э. Манштейн. «Утерянные победы».)
Кроме того, на правый берег были заранее переправлены все лица призывного возраста из числа местных жителей, а в «зонах пустыни» немцы оставляли плацдармы с целью прикрывать отход основных сил. 22 сентября войска Юго-Западного фронта отбросили противника за Днепр на участке Днепропетровск – Запорожье. В тот же день силы Южного фронта вышли к реке Молочная. Донбасская операция завершилась. Итог: враг потерял 13 дивизий, а это около полумиллиона штыков, сотни танков, самолетов, тысячи орудий. Советские войска за полтора месяца наступления продвинулись почти на три сотни километров к западу.
Остается добавить, что история освобождения Донбасса не исчерпывается наступательной операцией августа – сентября; первое наступление на востоке УССР было предпринято в первые месяцы 43-го, но полного превосходства над врагом тогда не достигли, поэтому Харьков и Лисичанск пришлось брать дважды.
В боях за Донбасс погибли 66 тысяч советских солдат и офицеров, более 200 тысяч были ранены. Точные потери вермахта неизвестны, о них не говорит даже командующий Манштейн – видимо, потому, что о них говорить страшно…
Свыше 40 соединений и частей РККА, участвовавших в наступательной операции, удостоены почетных наименований Артемовских, Горловских, Славянских, Сталинских…
Тот же труд и подвиг
Тем, кто сражался на этой земле, и в дурном сне не могло привидеться, что названия тех же городов и поселков вновь появятся в фронтовых сводках, и Саур-Могила еще раз станет местом битвы; и внуки с правнуками будут рыть окопы на месте тех, прежних, окопов, и будут находить гильзы, каски, останки… Самое же невероятное «совпадение» в том, что враг будет одного с ними происхождения и языка, но по сути тот же, что и восемьдесят лет назад, – нацист. На нем и эсэсовские руны, и жовто-блакитная метка – почти совсем как в те времена.
Но свидетельства солдатского подвига из того времени – почти те же, что публикуются нынче под рубрикой «Герои СВО».
Порфирий Герасимович Кариков, разведчик, гвардии старшина. Из наградного листа.
«…в качестве помощника командира взвода пешей разведки 160-го гвардейского стрелкового полка 54-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии 4-го Украинского фронта с группой разведчиков у села Николаевка Великолепетихского района Херсонской области блокировал дзот противника, уничтожил 15 немецких солдат и офицеров, немецкий пулемет и взял в плен «языка».
И тяжесть ратного труда – та же.
Павел Иванович Попов, связист. Послевоенный дневник.
«Я попал в 87-ю стрелковую дивизию в оборону под Ворошиловград. В первом бою я и двое моих солдат потянули связь на передовую. Как мы ни старались добраться невредимыми по-пластунски, метрах в 20 от блиндажа пуля угодила одному солдатику в живот. Снял с себя нижнюю рубашку, разорвал ее и на помощь. Но не успел сделать и двух прыжков, как завизжали пули. Кое-как дополз до него, привязал к своей и его ноге кабель и пополз обратно. Под свист пуль дотащил его до блиндажа, и боец мой умер у меня на руках. Вынули мы из его карманов документы, сообщили в штаб и долго-долго сидели молча, посматривая на мертвого друга… Жажда мести врагу у нас у всех была неимоверная… Нервы были напряжены так, что ни пули, ни снаряды не сдерживали». (РГ. 2015.)
История повторяется на новом витке, и потому все параллели с тем, восьмидесятилетней давности освобождением закономерны и недвусмысленны. Пусть внешне все другое – оружие, мундиры, имена, но суть остается прежней: нацизм собрали из старых костей, оживили и вновь бросили на Россию, и его надо остановить и уничтожить во что бы то ни стало; эта тяжелая работа делается и, без сомнения, будет сделана до конца.
Наконец, если уж продолжать исторические параллели, то 2024-й – это год 80-летия изгнания врага со всей Украины. А освобожденный Донбасс становится первым большим шагом к этой победе – и тогда, и сейчас.
«Именно в ходе боев в Донбассе был создан плацдарм для освобождения всей Украины от нацистов, – сказал в интервью «Царьграду» военный историк Юрий Кнутов. – Это была важнейшая моральная победа. В событиях 1943 года просматриваются параллели с тем, что происходит в наши дни. Не зря американские военные исследователи до сих пор пристально изучают боевые действия лета 1943 года, причем не только с исторической точки зрения, но и с позиции военного искусства».
Сами по себе эти круглые даты не меняют ход событий, но вселяют веру в неизбежность победы и еще раз напоминают, что наши близкие или просто знакомые, наши соотечественники на передовой заняты трудным, но единственно правильным делом.