В ходе выездного заседания комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Законодательного собрания депутаты обсудили организацию работы по обустройству улично-дорожной сети, особенно вблизи детских учреждений и на подходах к ним. Речь также шла об обеспечении безопасности на дорогах с применением специальных средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.
Помимо депутатов в выездном заседании участвовали представители УГИБДД ГУ МВД по краю, департамента городского хозяйства администрации Красноярска, управления капитального строительства, министерств образования, транспорта и финансов, уполномоченный по правам ребенка в крае. Перед началом заседания его участники посетили два общеобразовательных учреждения Красноярска, чтобы на месте оценить, как организована безопасность детей на дорогах.
Островки безопасности
Первый объект – гимназия № 12, расположенная в Покровке на улице Степана Разина, 39. В целом здесь все соответствует нормам. Отчетливо виден основной знак «Осторожно: дети», который предупреждает водителя о том, что он подъезжает к участку дороги вблизи детских учреждений. Имеется также и искусственная неровность («лежачий полицейский»). Из минусов можно отметить то, что зебра постепенно стирается, разметки уже практически не видно.
В ходе беседы директор гимназии рассказала народным избранникам, что так здесь было не всегда. В свое время от родителей учеников неоднократно поступали жалобы по поводу необорудованного пешеходного перехода. Руководство образовательного учреждения обратилось в соответствующие инстанции, и дело сдвинулось с мертвой точки.
Контрастом по сравнению с гимназией № 12 стала школа № 51, которая находится на улице 4-й Продольной в этом же микрорайоне. Как оказалось, дети переходят тут дорогу в неположенном месте, тротуаров нет, школьникам приходится преодолевать путь к знаниям по проезжей части. Нужен пешеходный переход со знаком, зеброй и установленным перед ней «лежачим полицейским». Перекресток возле школы весьма опасен, движение автомобилей не упорядочено, нужен островок безопасности посередине. Представительница родительского комитета, пришедшая на встречу с депутатами, посетовала, что уже и письма в разные инстанции писали, а воз и ныне там. Специалисты департамента городского хозяйства заверили, что к новому учебному году все недостатки будут обязательно устранены: в графике работ школа № 51 значится.
Депутаты также посетили автомобильную развязку на улице 9 Мая – улице Авиаторов и ознакомились с пешеходной доступностью граждан к торговому комплексу «Лента». Выяснилось, что фактически добраться сюда могут только те, у кого есть автомобиль. Можно, конечно, попробовать дойти и пешком, но тогда людям придется сделать большой крюк, пройдя по нескольким нерегулируемым пешеходным переходам, а находятся они, увы, далековато. Если учесть, что из торгового комплекса многие выходят с тяжелыми сумками, такой шопинг становится весьма сомнительным удовольствием. Кроме того, имеется и еще ряд проблем. На этих нерегулируемых «пешеходниках» автомобилисты, пропускающие людей, создают затор.
Между тем у недавно открытой транспортной развязки есть подземный пешеходный переход, но он не введен в действие. Депутаты спросили у представителей департамента городского хозяйства и управления капитального строительства, чем это вызвано. Как явствовало из ответа, сейчас открывать объект нецелесообразно. Чиновники пояснили, что микрорайон Слобода Весны – зона перспективной застройки, где идет активное жилищное строительство. В ближайшие два года там появится необходимая инфраструктура, вот тогда подземный пешеходный переход и будет открыт. Сейчас же велик риск того, что переход станет жертвой вандалов и быстро придет в негодность. Да и жилых домов возле него пока не так много, поэтому он особо и не был бы востребован. Представители ГИБДД по краю, в свою очередь, отметили, что более рациональным было бы открытие возле «Ленты» надземного или подземного перехода.
Печальная статистика
После осмотра трех объектов в здании УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю прошло выездное заседание комитета. Об организации работы по обустройству улично-дорожной сети техническими средствами, в том числе вблизи детских учреждений и на подходах к ним, рассказали Алексей Членов, заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю, и Владислав Логинов, заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска.
В своем докладе Алексей Членов акцентировал внимание присутствовавших на том, что на сегодняшний день улично-дорожная сеть края не в полной мере соответствует требованиям нормативных документов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В 2014 году из 4 780 зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий почти в каждом втором (2 188 ДТП) обнаружены недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог. Аналогичная ситуация и в начале текущего года. Основными недостатками являются отсутствие либо неправильное применение дорожных знаков в необходимых местах, отсутствие дорожной разметки, тротуаров, пешеходных дорожек, освещения. На территории краевого центра более 77 % пешеходных переходов не соответствуют предъявляемым требованиям, возле каждого четвертого образовательного учреждения имеются различные недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части, технических средств организации дорожного движения.
В 2014 году в Красноярске на пешеходных переходах зарегистрировано 292 ДТП, в которых 11 человек погибли и 297 получили травмы. И практически при каждом втором ДТП зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия, связанные с неправильным обустройством переходов. Вызывает озабоченность и значительное число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет: их количество в отчетном периоде составило 180.
Владислав Логинов в своем выступлении сказал, что со стороны его ведомства работа ведется. В частности, докладчик привел такие цифры: в 2014 году более 10 миллионов рублей было направлено на содержание дорожных знаков в Красноярске. Возле школ установлено 34 дорожных знака «Осторожно: дети», нанесено 1 214 километров продольной разметки, поставлено 7 километров ограждений, модернизирован 21 светофор, у 16 школ положили «лежачих полицейских». В целом в плане безопасности дорожного движения было обустроено 69 образовательных учреждений. В 2015 году работа в данном направлении продолжается.
По итогам заседания комитет по вопросам законности и защиты прав граждан рекомендовал администрации Красноярска: осуществлять ввод в эксплуатацию вновь открываемых дошкольных и общеобразовательных учреждений при условии обустройства прилегающих к ним территорий техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с предъявляемыми требованиями; разработать адресную программу по обустройству улично-дорожной сети вблизи детских учреждений современными техническими средствами организации дорожного движения; рассмотреть вопрос о разработке схемы пешеходных переходов на улице Авиаторов в районе торгового комплекса «Лента».
Юрий ШВЫТКИН, председатель комитета по вопросам законности и защите прав граждан Законодательного собрания края
Ситуация в части обеспечения безопасности детей складывается, мягко говоря, не совсем хорошая. Мы посетили два учебных учреждения. Одно в большей степени соответствует требованиям, которые предъявляются к улично-дорожной сети, а второе – полностью не соответствует. Нет разметки, тротуаров, перехода, знаков, «лежачих полицейских»… Безусловно, есть над чем работать, при этом департамент городского хозяйства отчитывается, что к началу нового учебного года все эти вопросы будут решены.
Если говорить обо всех учебных заведениях Красноярска, то цена вопроса, со слов представителя департамента, составляет 150–160 миллионов рублей. Впрочем, думаю, что в реальности эта сумма может быть больше. Но я убежден в том, что мы не должны экономить средства на безопасности детей. Необходимо в перспективе выстраивать улично-дорожную сеть таким образом, чтобы не просто отталкиваться от ГОСТов, а взаимодействовать с директором школы, педагогическим коллективом, родительским комитетом, ГИБДД по краю.