Дорога на юг Как Сибирь выходит в Азию

Дорога на юг Как Сибирь выходит в Азию
Фото Вадима Кофмана

Более 20 лет назад регионы СФО объединились в Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». Вместе проще отстаивать свои интересы, развивать межрегиональный туризм и экономику. Очередное совещание МАСС прошло в Кызыле и совпало с заседанием Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в СФО.

Когда все вместе

Кызыл появляется внезапно – после многочисленных горных кряжей и засушливых степей, выкрашенных желтым, которые хорошо видны из иллюминатора Ан-24. С высоты различимы круглые юрты; то там, то тут мелкий белый бисер – отары, а потом и сам город, малоэтажные дома вокруг Енисея, который совсем недалеко от Кызыла был двумя реками – Бий-Хемом и Каа-Хемом, Большим и Малым Енисеем.

Всего в полутора часах лета от Красноярска ты попадаешь в абсолютно другую Россию, настолько непривычную, что оторваться от иллюминатора просто невозможно. И это тоже Сибирский федеральный округ, самая южная его оконечность, после которой только Монголия и Китай. Именно с этими странами ассоциация хочет построить долгие, взаимовыгодные отношения.

День объединенных совещаний в Кызыле совпал с Днем молодежи. Пока в главном зале республиканского правительства собирались представители Сибирского федерального округа, Монголии и Китая, на набережную по одному выходят люди с саксофонами и трубами, это Tuvan wind orchestra.

У скульптурной композиции «Дикая охота» Даши Намдакова они будут играть для детей, катающихся на велосипедах, и для свадебных кортежей, которых в этот день, кажется, больше обычного. Даши Намдаков роднит Кызыл и Красноярск – с этой зимы его скульптура «Трансформация» украшает Сибирский федеральный университет. И это, конечно, не единственные наши связи: в рамках «Енисейской Сибири» край и Тыву ждет много совместных проектов.

В этот раз обсуждение касалось вопросов реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, развития туризма и малой авиации на территории округа.

– Без решения вопросов транспортной доступности и инфраструктурных ограничений нельзя говорить о качественном повышении уровня жизни населения, – сказал на открытии совещания полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. На встрече обсуждались проблемные вопросы, актуальные для всех регионов Сибирского федерального округа, ведь именно такие площадки помогают выработать наиболее эффективные решения сообща.

О капитальном ремонте отчитывались губернаторы Алтайского края, Новосибирской области и Республики Тыва.

– По итогам 2018 года Красноярский край в два раза увеличил темпы реализации программы капитального ремонта по сравнению с началом 2017 года, – отметил губернатор Красноярского края Александр Усс. – При сохранении такой динамики в 2020 году мы выйдем на нормальный рабочий режим. В этом году в территориях края предполагается отремонтировать около 2,5 тыс. домов на сумму более 5 млрд рублей.

Мы должны быть первыми

Но главными вопросами, конечно же, стали планы по развитию внутреннего туризма и малой авиации. Сейчас Сибирский федеральный округ занимает четвертое место в России по туристическим услугам, всего за первое полугодие их было оказано на 8,5 млрд рублей.

Но, к сожалению, как отмечает председатель исполкома «Сибирского соглашения» Геннадий Гусельников, ни у кого из регионов туризм не является прорывной отраслью экономики. Можно, конечно, и дальше развиваться инерционно, тогда у нас есть шанс через пять лет выйти на третье место, но хорошо бы ставить более амбициозные цели, а еще лучше – замахнуться на первое.

В этот момент завязывается оживленная дискуссия: говорится и о русской Арктике, которая напрямую имеет отношение к Красноярскому краю, и о том, что всем членам «Сибирского соглашения» нужен общий инвестиционный проект, который позволит вписаться в федеральную целевую программу. Повторно к этому вопросу будет решено вернуться на следующем заседании ассоциации – уже в Красноярске.

Развитие межрегионального туризма смогла бы существенно ускорить единая авиационная сеть, ведь еще в начале 90-х в тот же самый Кызыл из Красноярска и Абакана в совокупности отправлялись 14 рейсов ежедневно. Это время считается золотым веком малой авиации, хоть по факту она и держалась не благодаря экономической целесообразности, а вопреки.

Как заметил Геннадий Гусельников, в настоящее время идеально было бы запустить на территории Сибирского федерального округа 310 взлетно-посадочных полос для малой авиации, а всего в полетах по предполагаемым маршрутам можно задействовать до 400 воздушных судов. И у нас есть такая возможность.

– Мы уверены, что именно в Красноярском крае удастся в ближайшее время резко продвинуться в этом направлении. В этом году у нас аэропорты Туры, Ванавары, Байкита, Хатанги и Енисейска переданы в федеральную собственность, мы получили федеральное финансирование, – отметил Александр Усс.

Транспортный плацдарм

Для СФО с нашими сумасшедшими просторами вопросы транспортной инфраструктуры – безусловный приоритет. И в последнее время сибиряки все пристальнее смотрят в сторону Монголии и Китая.

Так, в этом году в рамках проекта «Енисейская Сибирь» мы начинаем строительство железной дороги Курагино – Кызыл. В среднесрочных планах дорога рассматривается с продолжением в Монголию и Китай. Идет работа и над созданием автомобильного коридора между Россией и Монголией с открытием пограничного пункта Хандагайты – Боршоо для перемещения грузов и граждан из третьих стран.

На стадии реализации и договоренности о запуске авиасообщения между Кызылом, Улан-Батором и Пекином. С китайской стороны железная и автомобильная дороги в направлении Тывы уже построены до границы с Монголией. По заверениям китайской стороны, как только начнется строительство ветки Курагино – Кызыл, прокладка этих дорог будет продолжена. Представитель Монголии Батсуурь Дугэржав рассказал, что завершается строительство автодороги, которая обеспечит для российской магистрали Р-257 «Енисей» через Монголию и Ховд прямой выход на крупнейший транспортный узел Западного Китая – город Урумчи.

Параллельно строится дорога через Баян-Ульгийский аймак в направлении контрольно-пропускного пункта Цаган-Нур – Ташанта на границе с Республикой Алтай.

Губернатор Красноярского края Александр Усс отметил, что экономический потенциал «Енисейской Сибири» велик, и партнерство с восточными соседями способно увеличить его в разы.

– Красноярский край представлен разными отраслями промышленности, в первую очередь сырьевой направленности, – сказал на круглом столе Александр Викторович. – Мы готовы к разным формам трансграничного сотрудничества, учитывая, что сами являемся серьезным транспортным коридором: у нас есть возможность замкнуть Северный морской путь и южные транспортные артерии. Мы можем стать мощным транспортным плацдармом. Мы очень заинтересованы в доступе на рынки Монголии и Китая, и дальше – на рынки Азии.

После завершения общего обсуждения был подписан протокол о намерениях сотрудничества. С российской стороны его подписали главы регионов Енисейской Сибири Александр Усс, Валентин Коновалов и Шолбан Кара-оол, с монгольской – губернаторы Убса-Нурского и Ховдинского аймаков, с китайской – заместитель председателя правительства СУАР Чжао Чонцзю.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом