Дорога на юг Как Сибирь выходит в Азию

Дорога на юг Как Сибирь выходит в Азию
Фото Вадима Кофмана

Более 20 лет назад регионы СФО объединились в Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». Вместе проще отстаивать свои интересы, развивать межрегиональный туризм и экономику. Очередное совещание МАСС прошло в Кызыле и совпало с заседанием Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в СФО.

Когда все вместе

Кызыл появляется внезапно – после многочисленных горных кряжей и засушливых степей, выкрашенных желтым, которые хорошо видны из иллюминатора Ан-24. С высоты различимы круглые юрты; то там, то тут мелкий белый бисер – отары, а потом и сам город, малоэтажные дома вокруг Енисея, который совсем недалеко от Кызыла был двумя реками – Бий-Хемом и Каа-Хемом, Большим и Малым Енисеем.

Всего в полутора часах лета от Красноярска ты попадаешь в абсолютно другую Россию, настолько непривычную, что оторваться от иллюминатора просто невозможно. И это тоже Сибирский федеральный округ, самая южная его оконечность, после которой только Монголия и Китай. Именно с этими странами ассоциация хочет построить долгие, взаимовыгодные отношения.

День объединенных совещаний в Кызыле совпал с Днем молодежи. Пока в главном зале республиканского правительства собирались представители Сибирского федерального округа, Монголии и Китая, на набережную по одному выходят люди с саксофонами и трубами, это Tuvan wind orchestra.

У скульптурной композиции «Дикая охота» Даши Намдакова они будут играть для детей, катающихся на велосипедах, и для свадебных кортежей, которых в этот день, кажется, больше обычного. Даши Намдаков роднит Кызыл и Красноярск – с этой зимы его скульптура «Трансформация» украшает Сибирский федеральный университет. И это, конечно, не единственные наши связи: в рамках «Енисейской Сибири» край и Тыву ждет много совместных проектов.

В этот раз обсуждение касалось вопросов реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, развития туризма и малой авиации на территории округа.

– Без решения вопросов транспортной доступности и инфраструктурных ограничений нельзя говорить о качественном повышении уровня жизни населения, – сказал на открытии совещания полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. На встрече обсуждались проблемные вопросы, актуальные для всех регионов Сибирского федерального округа, ведь именно такие площадки помогают выработать наиболее эффективные решения сообща.

О капитальном ремонте отчитывались губернаторы Алтайского края, Новосибирской области и Республики Тыва.

– По итогам 2018 года Красноярский край в два раза увеличил темпы реализации программы капитального ремонта по сравнению с началом 2017 года, – отметил губернатор Красноярского края Александр Усс. – При сохранении такой динамики в 2020 году мы выйдем на нормальный рабочий режим. В этом году в территориях края предполагается отремонтировать около 2,5 тыс. домов на сумму более 5 млрд рублей.

Мы должны быть первыми

Но главными вопросами, конечно же, стали планы по развитию внутреннего туризма и малой авиации. Сейчас Сибирский федеральный округ занимает четвертое место в России по туристическим услугам, всего за первое полугодие их было оказано на 8,5 млрд рублей.

Но, к сожалению, как отмечает председатель исполкома «Сибирского соглашения» Геннадий Гусельников, ни у кого из регионов туризм не является прорывной отраслью экономики. Можно, конечно, и дальше развиваться инерционно, тогда у нас есть шанс через пять лет выйти на третье место, но хорошо бы ставить более амбициозные цели, а еще лучше – замахнуться на первое.

В этот момент завязывается оживленная дискуссия: говорится и о русской Арктике, которая напрямую имеет отношение к Красноярскому краю, и о том, что всем членам «Сибирского соглашения» нужен общий инвестиционный проект, который позволит вписаться в федеральную целевую программу. Повторно к этому вопросу будет решено вернуться на следующем заседании ассоциации – уже в Красноярске.

Развитие межрегионального туризма смогла бы существенно ускорить единая авиационная сеть, ведь еще в начале 90-х в тот же самый Кызыл из Красноярска и Абакана в совокупности отправлялись 14 рейсов ежедневно. Это время считается золотым веком малой авиации, хоть по факту она и держалась не благодаря экономической целесообразности, а вопреки.

Как заметил Геннадий Гусельников, в настоящее время идеально было бы запустить на территории Сибирского федерального округа 310 взлетно-посадочных полос для малой авиации, а всего в полетах по предполагаемым маршрутам можно задействовать до 400 воздушных судов. И у нас есть такая возможность.

– Мы уверены, что именно в Красноярском крае удастся в ближайшее время резко продвинуться в этом направлении. В этом году у нас аэропорты Туры, Ванавары, Байкита, Хатанги и Енисейска переданы в федеральную собственность, мы получили федеральное финансирование, – отметил Александр Усс.

Транспортный плацдарм

Для СФО с нашими сумасшедшими просторами вопросы транспортной инфраструктуры – безусловный приоритет. И в последнее время сибиряки все пристальнее смотрят в сторону Монголии и Китая.

Так, в этом году в рамках проекта «Енисейская Сибирь» мы начинаем строительство железной дороги Курагино – Кызыл. В среднесрочных планах дорога рассматривается с продолжением в Монголию и Китай. Идет работа и над созданием автомобильного коридора между Россией и Монголией с открытием пограничного пункта Хандагайты – Боршоо для перемещения грузов и граждан из третьих стран.

На стадии реализации и договоренности о запуске авиасообщения между Кызылом, Улан-Батором и Пекином. С китайской стороны железная и автомобильная дороги в направлении Тывы уже построены до границы с Монголией. По заверениям китайской стороны, как только начнется строительство ветки Курагино – Кызыл, прокладка этих дорог будет продолжена. Представитель Монголии Батсуурь Дугэржав рассказал, что завершается строительство автодороги, которая обеспечит для российской магистрали Р-257 «Енисей» через Монголию и Ховд прямой выход на крупнейший транспортный узел Западного Китая – город Урумчи.

Параллельно строится дорога через Баян-Ульгийский аймак в направлении контрольно-пропускного пункта Цаган-Нур – Ташанта на границе с Республикой Алтай.

Губернатор Красноярского края Александр Усс отметил, что экономический потенциал «Енисейской Сибири» велик, и партнерство с восточными соседями способно увеличить его в разы.

– Красноярский край представлен разными отраслями промышленности, в первую очередь сырьевой направленности, – сказал на круглом столе Александр Викторович. – Мы готовы к разным формам трансграничного сотрудничества, учитывая, что сами являемся серьезным транспортным коридором: у нас есть возможность замкнуть Северный морской путь и южные транспортные артерии. Мы можем стать мощным транспортным плацдармом. Мы очень заинтересованы в доступе на рынки Монголии и Китая, и дальше – на рынки Азии.

После завершения общего обсуждения был подписан протокол о намерениях сотрудничества. С российской стороны его подписали главы регионов Енисейской Сибири Александр Усс, Валентин Коновалов и Шолбан Кара-оол, с монгольской – губернаторы Убса-Нурского и Ховдинского аймаков, с китайской – заместитель председателя правительства СУАР Чжао Чонцзю.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о