Аэропорт Емельяново – воздушные ворота Красноярского края. Первое, что видят гости столицы края, – это поселок Емельяново и окрестные поселки. Важно, чтобы первое впечатление не было испорчено плохими дорогами, неприглядными строениями, ржавыми остановками, покосившимися АЗС… К тому же Красноярск активно участвует в конкурсе на проведение Всемирной универсиады – 2019 – это добавляет ответственности по отношению и к аэрогавани, и к обустройству подъездных путей.
О готовности к значительной реконструкции трассы Красноярск – аэропорт Емельяново недавно заявил министр транспорта края Сергей Еремин.
– Необходимо начинать готовить соответствующие дорожные проекты заранее, учитывая Красноярск как претендента на право проведения соревнований международного уровня, – пояснил министр.
Напомним, ремонт подъезда к аэропорту, включая двухуровневую транспортную развязку, был завершен совсем недавно, в прошлом году. По сути, это самая образцово-показательная трасса края. В сравнении с другими. Здесь хотя бы использованы современные технологии дорожного строительства и ремонта.
– За два года мы выполнили все необходимые ремонтные работы с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона, который более износостойкий и, соответственно, продлевает срок службы дорожного покрытия. На завершающем этапе на проезжую часть была нанесена современная структурированная разметка из термопластика; установлено оцинкованное барьерное ограждение, не требующее покраски; на разделительной полосе уложен травяной покров; установлена дорожно-знаковая информация, – рассказал и. о. руководителя краевого управления автодорог Вячеслав Цышук.
Тем не менее просто хорошее качество дорожного полотна для «воздушной» трассы края – слишком мало. Напомним, идеи реконструкции и усовершенствования этой дороги обсуждаются уже несколько лет подряд. И в рамках развития авиатранспортного хаба на базе международного аэропорта Емельяново, и как слагаемое агломерационного процесса. В 2007 году впервые прозвучала идея создания «легкого метро» – скоростной электрички от Красноярска до Емельяново, наподобие домодедовских и шереметьевских аэроэкспрессов. Подобный опыт внедрили и в Екатеринбурге. Однако практика уральской столицы показала, что крупные российские города все же не готовы к рентабельной эксплуатации таких скоростных линий. Для окупаемости аэроэкспресса необходим пассажиропоток не менее пяти миллионов в год. По подсчетам экспертов, поезд должен ходить не четыре раза в сутки, как в Екатеринбурге, а каждые полчаса, как в Москве.
В Красноярске идею «легкого метро» отложили до лучших времен. А вот наши соседи новосибирцы собираются запустить аэроэкспресс из Толмачево в Новосибирск через шесть лет. Об этом недавно заявил в журнале «Эксперт» генеральный директор аэропорта Толмачево Александр Бородин:
– Думаю, лет через шесть у нас такая электричка появится. Но мы готовимся к этому уже сейчас. Вообще, приведу интересную цифру. Если мы возьмем аэропорт Внуково, то он в 2004 году перевез 2,47 миллиона пассажиров. А мы в 2011-м – 2,75 миллиона. А ведь это было по большому счету совсем недавно. То есть мы сравнялись с Внуково образца семилетней давности.
Красноярск пока отстает от Новосибирска. Наш пассажиропоток в 2011 году составил 1,633 миллиона человек против 1,27 миллиона человек годом ранее. То есть и у нас рост налицо. Прогнозируется, что в ближайшее десятилетие Емельяново получит мощный толчок к развитию. Уже сейчас в аэропорту начато строительство нового пассажирского терминала, рассчитанного на 3,5 миллиона пассажиров в год, по проекту немецкой компании Hochtief Airport, который демонстрировался на IX КЭФе. Согласно программе развития Емельяново, разработанной Hochtief AirPort GmbH, в 2015 году пассажиропоток аэропорта должен составить 2,5 миллиона пассажиров в год, к 2030 году – 3,5 миллиона. Аэроиндустрия в принципе развивается в России семимильными шагами. Речь идет о росте как международных, так и внутренних перевозок. Это касается не только пассажиров, но и грузов. В среднем по России коэффициент подвижности равен 0,3. Это значит, что трое из десяти человек в год воспользовались услугами авиации.
Вполне вероятно, что «воздушная подвижность» в сторону Красноярска существенно активизируется в связи с проведением универсиады-2019. Но справится ли с такой нагрузкой наша инфраструктура? Об этом следует позаботиться заранее.
Этим летом планируют заложить пятизвездочный отель международной сети «Мариотт». Если проект состоится, то наличие отеля такого уровня позволит развивать бизнес-туризм, который гораздо более рентабелен, нежели обыкновенный.
Но даже при наличии шикарных отелей остается проблема далекого от респектабельности въезда в город. Это касается и территории Емельяновского района, и собственно Красноярска. Такое впечатление, что мы въезжаем в столицу края через черный вход.
Министр транспорта пообещал, что реконструкция «воздушной» трассы затронет несколько улиц Красноярска, входящих в данный транспортный узел, состояние которых сегодня существенно портит имидж столицы края:
– Строительство путепроводов, развязок – все это необходимо будет запроектировать и построить, чтобы в итоге мы получили достойную, соответствующую транспортному потоку трассу, которая станет дорожной визитной карточкой нашего края. Проект должен включать и улицы Калинина, Тотмина и Высотную, – подчеркнул Еремин.
Когда речь идет о визитной карточке региона, важно не только качество дороги и удобство развязок, но и обрамление трассы. Безусловно, сегодня на пути в Красноярск многое изменилось. Рассказывают историю, что лет этак семь назад правительственному кортежу перегородило дорогу коровье стадо. Коровники перенесли вглубь района. Но неказистых строений вдоль дороги хватает. В свое время их пытались прикрыть, высадив серебристые тополя. Но, согласитесь, это более чем полумера. Назрела проблема кардинального изменения имиджа пригородного района. Прошли те времена, когда пригород Красноярска считался деревней, теперь это интересная площадка для крупных инвесторов, современная и комфортная среда для жизни и бизнеса. Потенциал у пригорода большой. В какой-то части ситуация меняется с развитием малоэтажного строительства. Современные коттеджные микрорайоны становятся неотъемлемой частью емельяновских поселков. Но этого недостаточно. Во времена обсуждения ЭКСПО-2020 Емельяновский район рассматривался как органичная логистическая площадка, на территории которой уместны крупные склады класса «А», гостиничные комплексы, автодеревни, собирающие в одном месте дилеров крупнейших автомобильных брендов, торговые комплексы, где можно провести целый день. Планировалась даже «ИКЕА»…
Сейчас за ЭКСПО-2020 бьется Екатеринбург. Нам же необходимо приложить все силы, чтобы отстоять универсиаду.