Низкий протяжный гудок – и массивный бело-голубой танкер неспешно отходит от причала Енисейской нефтебазы, что в поселке Абалаково. Плавный поворот – и вот судно уже скрывается за ближайшим мысом. Провожать теплоходы почему-то всегда немного грустно. Впереди у них – сотни километров вниз по капризным сибирским рекам. А на том конце пути их с нетерпением ждут жители северных городов, деревень и поселков. Без грузов и, самое главное, топлива, которое везет караван, пережить предстоящую зиму им практически невозможно.
Отлаженный механизм
Для филиала «Северный» Енисейской нефтебазы акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» нынешняя навигация – 41-я по счету. Если говорить о компании в целом – уже 84-я. За эти годы механизм доставки ГСМ за полярный круг (и не только) собран, отлажен и работает как часы. Сначала топливо доставляется на нефтебазу, расположенную за два километра от причала, по железной дороге. Потом по системе трубопроводов (шесть «ниток», по которым перекачивается столько же видов ГСМ) оно поступает на берег. И уже там происходит процесс заправки танкеров и барж.
– В этот сезон вместе с Енисейским речным пароходством мы доставим на Север свыше 50 тысяч тонн нефтепродуктов: арктическое и дизельное топливо, бензин, моторные масла, – рассказывает Сергей Холмиков, директор филиала «Северный» компании «Красноярскнефтепродукт». –Пункты отгрузки – Таймыр, Эвенкия, Енисейский, Северо-Енисейский, Мотыгинский и Туруханский районы. Открываем для себя и новое направление – перевалку нефти для котельных Эвенкийского муниципального района, чтобы обеспечить жителей и предприятия Заполярья теплом. Специально для хранения нефти нами была проведена модернизация нефтебазы, приобретены насосные установки, переоборудована железнодорожная эстакада. Запас топлива уже сформирован и продолжает накапливаться. Более 50 % загрузки по нефтебазе общей вместимостью более 150 тысяч тонн позволяет нам и запасы держать, и не срывать поставки.
Чувство сопричастности
С берега на борт подошедшего танкера свешиваются толстенные нефтеналивные шланги. Процесс заправки выглядит буднично и спокойно. А между тем топливо переливается в резервуары со скоростью до 150 кубометров в час! И если судно берет, к примеру, 100 тонн – загрузить его можно в течение шестидесяти минут. А есть суда, на заполнение которых уходят сутки. Перед самим заливом происходит множество операций, незаметных неискушенному взгляду.
– Когда подходит судно – приезжает специальная лаборатория. Она проверяет чистоту теплохода, резервуары на нефтебазе, трубопроводы. Оформляются все нужные документы. И только потом начинается залив, – объясняет сотрудник филиала «Северный» Александр Иванов. За 12 лет работы прошел путь от мастера до главного инженера филиала. А вот для его коллеги, слесаря-ремонтника Сергея Ведмиденко, эта навигация – первая в карьере. Он внимательно следит, чтобы во время залива не было никаких сбоев и протеков.
– Уже понимаю, насколько важно то, что мы делаем, – улыбается Сергей. – Вот так и мы вносим свой вклад в Северный завоз.
С ним согласна и оператор Ольга Никитина. Она занята в системе автоматизированного учета и дозирования нефтепродуктов. На компьютере контролирует процесс залива, после чего дает команду на закрывание задвижек и резервуаров.
– Компьютер показывает все данные в режиме реального времени: скорость, объем, температуру. Работаем сутки через трое. С утра я пришла на смену – и уже отправила одно судно. Второе наливаю сейчас – оно берет четыре вида топлива. Период навигации ограничен, трудимся поэтому плотно и не жалуемся. Знаем, как это нужно нашим землякам на севере края.
Особые требования
Нефтепродукты сами по себе являются взрыво- и пожароопасным материалом. К ним предъявляются особые требования погрузки, хранения, выгрузки. Например, курить на всей территории филиала «Северный» нельзя категорически! Любая ошибка и небрежность будут стоить очень дорого.
– Мы тщательно готовим и обучаем персонал, – говорит Сергей Холмиков. – От его работы зависит, будет ли тепло в домах северян. Отгрузка ведется круглые сутки. И каждый работник чувствует свою меру ответственности и сопричастности. Поэтому готовиться к Северному завозу мы начинаем еще зимой, сразу после Нового года. Проводим испытания, государственную поверку систем измерения сдаем. С марта начинаем готовить технологическое оборудование, делаем диагностику, экспертизу промышленной безопасности. А ближе к навигации проводим тестирование, заполняем трубопроводы. Объем работы большой.
Испытание Тунгуской
Завоз топлива на севера продлится до середины октября. А вот на Подкаменной Тунгуске этот период сжимается до двух недель. Попасть в верховья этой реки можно только в период большой воды – мощного паводка, который приходится на май. Вот почему первый караван из 69 буксировщиков, танкеров, барж и сухогрузов отправился именно сюда.
– Подкаменная Тунгуска – самая сложная река во всем Енисейском бассейне, – рассказывает Евгений Грудинов, заместитель генерального директора Енисейского речного пароходства. – Флотские вообще-то не слишком эмоциональные люди. Но то, что это кошмар, – такие слова из их уст звучат часто. Только-только успеваем дойти до пункта назначения, разгрузиться – и бегом назад! Иначе суда могут не выйти. Вода падает резко, быстро. Летом в отдельных местах Тунгуску можно перейти вброд. Поэтому туда ходят только проверенные и обученные экипажи, кто был там уже не раз. Они готовы к любым неожиданностям: в случае чего перегрузятся в мелкосидящие суда, но свои обязательства выполнят в любом случае. Ведь мы работаем и на Ангаре судами с осадкой 70–80 сантиметров. А есть буксировщики с осадкой 2,5 метра, самые мощные на Енисее – 2 400 лошадиных сил. Ходим на Диксон, наши суда трудятся на Хатанге. Новых пока не закупаем, достаточно своего флота. Но его ремонт проводим ежегодно.
…Загрузив танкеры и баржи, нефтяники передают эстафету своим флотским коллегам. До самой крайней точки назначения – поселка Ванавара – им идти девять дней, преодолев 1 146 километров, сильнейшее течение и опасные пороги. Так что по старой традиции – семь футов под килем!
КОММЕНТАРИЙ
Юрий Феклин, заместитель главы Северо-Енисейского района
– Завоз по малым рекам – притокам Енисея, Подкаменной Тунгуске – краткосрочная, ограниченная по времени процедура. Лед прошел, вода поднялась – успевай. Не успел – уже ничего не завезешь. За полторы-две недели к нам необходимо доставить весь объем горюче-смазочных материалов, чтобы потом весь последующий год в районах без проблем работали муниципальные предприятия, бесперебойно действовала система жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы население не страдало от отсутствия тепла, топлива для личных нужд (лодочных моторов, машин и механизмов). Поэтому в большом приближении эту навигацию можно считать настоящей дорогой жизни.