Сезон дорожных ремонтов в крае только начался, а ДРСУ-10 на юге региона уже успело установить настоящий рекорд: на конец мая выполнен объем работ на 300 миллионов рублей, что является своеобразным историческим максимумом.
Не просто ремонт
Дорожное ремонтно-строительное управление № 10 – одно из старейших предприятий этой отрасли в крае. В 2022 году отмечает 65 лет с момента создания. ДРСУ-10 состоит из нескольких филиалов, в числе которых Курагинское, Ермаковское, Шушенское и другие. Имеет мощную производственную базу: асфальтобетонные заводы, битумное хранилище, карьеры.
Сейчас предприятие обслуживает более 2,5 тысячи дорог краевого значения и около 250 километров федеральных, в том числе трассу Р-257, которая идет через юг края, Хакасию, выходит на Туву – и до границы с Монголией. Участок сложный: рельеф местности меняется практически каждые 20–30 километров: то спуски, то подъемы. Ермаковский филиал также занимается содержанием известной противолавинной галереи в Ергаках.
Сегодня АО «ДРСУ-10» по праву считается одним из самых успешных предприятий дорожной отрасли Красноярского края. Однако так было далеко не всегда. К 2013 году в ДРСУ сложилась тяжелая обстановка в результате непродуманных действий тогдашнего директора. Устаревшая техника, отсутствие современных технологий, уход самых прибыльных заказов к частникам, отсутствие в обслуживании федеральных автодорог. И хотя к ним всегда предъявлялись повышенные требования, тем не менее они составляют серьезную долю прибыли в работе любого ДРСУ.
Работавший в те годы министром транспорта края Сергей Васильевич Ерёмин в этих условиях принимает непростое для себя решение – назначить директором ДРСУ-10 своего молодого и перспективного заместителя Константина Николаевича Димитрова. Постепенно дела на предприятии начинали налаживаться – в работе начали внедряться новые технологии, обновлялась техника, проходила регулярная учеба коллектива, которая позволила значительно повысить профессиональный уровень работников. А среди дорог, за содержание и эксплуатацию которых отвечало Минусинское ДРСУ-10, появляются наконец первые 230 километров федеральных трасс.
Через пять лет, подняв предприятие буквально с колен, Константин Николаевич Димитров возвращается в министерство, но уже на должность министра. А на его место приходит талантливый руководитель – Евгений Юрьевич Найденко, который продолжил интенсивное развитие предприятия. В частности, продолжилось обновление парка техники, освоение современных технологий, а к имеющимся уже федеральным дорогам добавляется трасса Абакан – Знаменка. Впоследствии Евгений Юрьевич Найденко также уходит на повышение – сегодня Евгений Юрьевич возглавляет самое большое в крае и одно из крупнейших в стране дорожное предприятие АО «КрайДЭО».
И опять поднялся вопрос о новом руководителе. Им стал Антон Вячеславович Фрейлин, возглавляющий предприятие по сегодняшний день. До этого Антон Вячеславович успешно работал в ДРСУ-10, потом, как молодого и перспективного, его «кинули» на сложный участок – поднять убыточный Березовский филиал КрайДЭО, который обслуживал дороги сразу в нескольких районах края. Постепенно Березовский филиал вошел в число лидеров, и Антона Вячеславовича Фрейлина опять переводят в Минусинск, только уже теперь на должность генерального директора АО «ДРСУ-10».
«Я видел так далеко, потому что стоял на плечах гигантов», – сказал когда-то Исаак Ньютон. Эти слова в полной мере можно отнести и к плеяде современных руководителей, к которой принадлежат и Димитров, и Найденко, и Фрейлин. «Гигантами», позволившими им стать теми, кем они и являются на данный момент, были пользующиеся непререкаемым авторитетом директора ДРСУ, поставленные на эти должности легендой дорожной отрасли Красноярья – Петром Алексеевичем Старовойтовым. На юге края они десятки лет возглавляли дорожные организации, впоследствии вошедшие в ДРСУ-10 в качестве его филиалов, и имели поистине гигантский опыт. Это директор Курагинского филиала Владимир Алексеевич Ортиков, директор Идринского филиала Давыд Карлович Вагнер, директор Ермаковского филиала Иван Степанович Архипов и, конечно, главный инженер ДРСУ Владимир Григорьевич Вахрушев, имеющий колоссальный производственный опыт, отдавший предприятию 34 года и продолжающий быть правой рукой директора. Знания, опыт плюс молодость – вот слагаемые успешной работы АО «ДРСУ-10».
Ежегодно, как только сходит снег, сотрудники предприятия начинают ремонтные работы на автотрассах. Сейчас, например, приводят в порядок дорогу Минусинск – Большая Ничка – Жерлык, участок трассы в селе Колмаково. Уже отремонтирована часть подъезда к Минусинску, обновляется дорожное полотно по направлению от железнодорожной станции к городу.
Это не просто ремонт, когда укладывается буквально несколько сантиметров асфальта и на этом все, – говорит Антон Фрейлин, генеральный директор ДРСУ-10. – Здесь и переустройство автобусных остановок, чтобы они в том числе были доступны для маломобильных групп. Мы формируем новые площадки и заездные карманы, делаем освещение по новым стандартам, устанавливаем дорожно-знаковую информацию. Это серьезные проекты – от их реализации даже на душе радостно. Мы благодарны за качественные проекты организациям, которые их разрабатывали, нашему заказчику КРУДОР. Часть объектов этого года попадает под национальный проект «Безопасные качественные дороги», который наряду с другими нацпроектами находится под пристальным контролем губернатора Александра Усса.
В ногу со временем
Сегодня сложно ремонтировать и содержать дороги без использования новых технологий и современного оборудования. Только в прошлом году на модернизацию техники в ДРСУ-10 потратили более 80 миллионов рублей. Приобрели комбинированные дорожные машины, тракторы, несколько грейдеров. Обновили катки (старым было почти 30 лет). Для эффективного удаления поврежденного асфальта появилась большая дорожная фреза.
Всю технику оборудуют ГЛОНАСС – это обязательное условие заказчика, который может в любой момент проконтролировать выполнение работ. И для этого не нужно никуда выезжать – достаточно зайти в специальную систему, где видны все единицы транспорта: можно увидеть, что делает каждые каток, машина в конкретный момент времени, и даже сколько топлива они расходуют.
Работа дорожника – это тяжелый ежедневный, но не всегда заметный стороннему наблюдателю труд. В горах обильный снегопад может быстро нивелировать многочасовые усилия по расчистке. Поэтому нужен постоянный контроль, наблюдение за участками на трассах для оперативного реагирования: с этой целью установлены видеокамеры, которые через определенные промежутки времени делают снимки и отправляют на сервер.
Помогают и круглосуточно работающие метеостанции, которые передают данные о влажности, температуре воздуха, поверхности земли и других параметрах. Диспетчер отслеживает информацию, что позволяет эффективнее выполнять работы по содержанию автотрасс, особенно в зимний период, во время снегопада или гололеда.
Георешетка для трассы
Только на первый взгляд обычного наблюдателя все дороги ремонтируются одинаково. Но это не так. В ДРСУ-10 используются новые технологии, которые помогают значительно продлить срок службы дорожного полотна. Не так давно, к примеру, при работах на трассе Минусинск – Городок – Беллык применяли армированный геосинтетический материал, который позволяет предотвратить движение грунта, и битумную полимерную ленту для надежной герметизации стыков.
Осуществляется постепенный переход и на новые типы асфальтобетона.
Мы сейчас по новым ГОСТам должны брать полностью дробленый камень, у которого нет ни одной гладкой грани, – рассказывает Антон Фрейлин. – Это дает лучшее сцепление, хорошую адгезию. В прошлом году приобрели специальную установку для улучшения технологических характеристик битума за счет его модификации полимерами. Получается покрытие с большей степенью прочности, стойкостью к разрушениям при резких температурных перепадах.
Меняется не только техника, материалы, но и сами подходы к работе: несколько лет назад в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в ДРСУ-10 приглашали экспертов Регионального центра компетенций. В результате сотрудничества на дробильно-сортировочном комплексе предприятия почти в два раза увеличился выпуск продукции – важнейших материалов для строительства и ремонта дорожного полотна.
Но сотрудники ДРСУ-10 занимаются не только ремонтом и содержанием дорог, к ним нередко обращаются за помощью в решении не совсем стандартных задач.
Несколько лет назад в крае не прекращались обсуждения настоящей экологической катастрофы – под Канском горел лигнин, едкий дым распространялся на многие километры. Для участия в проекте по утилизации опасного полигона были приглашены сотрудники Ермаковского филиала.
Они же устраняли последствия подъема воды в реках Оя и Кебеж пару лет назад. Тогда рядом с поселком Танзыбей затопило дорогу местного значения – на протяженном участке в 200 метров был перелив глубиной в 12 сантиметров.
Годом ранее дорожников филиала вызвали в Иркутскую область устранять последствия трагедии в поселке Тулун: после сильнейшего наводнения необходимо было разобрать разрушенные дома, заторы на реке в районе моста.
Уже этой весной возникла другая проблема: жаркая, сухая погода и неосторожность людей привели к большой беде – масштабным пожарам.
Памятник природы в Минусинском районе, Кривинский бор, вспыхнул как спичка, – вспоминает Антон Фрейлин. – Наш бульдозер занимался опахиванием и едва не сгорел: такой там был жар, что пламя перелетало через дорогу, и все начинало пылать. Более 50 единиц техники дорожники отправили в Уяр – такое горе у людей, надо было обязательно помочь. Сначала тушили, потом расчищали улицы, устраняли последствия трагедии. Дорожники края вообще были в числе первых, кто тогда пришел на помощь.
И это помимо основной работы, которая, как отмечает генеральный директор ДРСУ-10, никогда не заканчивается. На вопрос, что в ней самое сложное, Антон Вячеславович дает неожиданный ответ – это ежедневный труд:
Неважно, какое время года, какая погода – наши люди всегда на дороге. Эти люди – настоящие герои. Представьте работу на том же самом укладочном комплексе, когда жара стоит 35 градусов и температура асфальта 140, плюс пары битума. У нас работает отличный коллектив настоящих профессионалов: есть те, которые трудятся по 25, по 40 лет. А все для того, чтобы обеспечить людям безопасный проезд.