Мало кому известно, что открытие первой эвенкийской нефти произошло фактически «благодаря» отсутствию дорог. Весной 1972 года караван с буровой установкой был отправлен из Красноярска с опозданием. А навигация на Подкаменной Тунгуске, как известно, скоротечна. В результате баржи не успели дойти до установленного места – вода спала. Перетащить буровое оборудование по бездорожью не представлялось возможным. И вот где баржа воткнулась в берег, там и забурили первую скважину.
Конечно, ответственных за самовольство позже наказали, но дело было сделано: в 1973 году именно эта «случайная» скважина «Куюмбинская-1» явила миру первую эвенкийскую нефть.
На боевом посту
Сегодня Куюмбинское месторождение является одним из наиболее перспективных в регионе. Его освоением занимается старейшее краевое нефтедобывающее предприятие с двадцатилетней историей – «Славнефть-Красноярскнефтегаз».
Пять лет назад перед предприятием была поставлена стратегическая задача – в максимально сжатые сроки реализовать проект «Ранняя нефть». Требовалось оперативно разработать и внедрить такие решения, которые дали бы эффект в ближайшее время, т. е. привели к реализации нефти.
И одной из первых задач, конечно, стало строительство дорог. Без них добыча нефти просто невозможна. Только представьте: чтобы собрать одну буровую вышку, нужно сделать около трехсот рейсов. Одна деталь вышки может весить до 90 тонн, а интенсивность движения порой достигает 150 машин в час.
Вот и получается, что добыча зависит не только от геологов, буровиков, строителей, но и от дорожников в том числе. А значит, каждый из них – немного нефтяник.
Как и у всех специалистов на нефтепромысле, работы у дорожных служб хоть отбавляй. На сегодняшний день их «хозяйство» – это 80 километров внутрипромысловых дорог, 250 километров зимников. Помимо трасс, для связи между берегами работает паромная переправа, обеспечивая доставку грузов и транспорта с пассажирами.
Опять же в зимний период паром заменяет ледовая переправа. И это не просто проезд по замерзшей реке, а полноценная дорога, которая «строится» специалистами путем намораживания льда. Только крупных переправ на месторождении – четыре, одна из них – через приток Подкаменной Тунгуски реку Камо. А есть еще небольшие, но также тщательно обслуживаемые дорожниками.
Кроме того, в хозяйстве незаменим катер на воздушной подушке, когда завершается паромный сезон. Катер решает проблему доступности объектов площадки в межсезонье (с конца октября до конца ноября осенью и в апреле-мае весной). Как и воздушное сообщение: вертолет всегда на «боевом посту» компании.
Испытание Севером
В летний период выполняются ремонтные работы по восстановлению насыпи, покрытию дорожной части, ремонту знаков, столбиков, барьерных ограждений, установка новых знаков, покраска, покос травы… Зимой – уборка снега, подсыпка против гололеда, и работы в разы больше, поскольку добавляются зимники.
Кстати, на технологических проездах присутствует вся дорожно-знаковая информация, как и на федеральных трассах. Эта необходимость прописана в федеральном законодательстве. Но и без этого все понимают, что безопасность дорожного движения в условиях сурового климата, горного рельефа и оторванности от основных транспортных путей – жизненно важная необходимость.
Какими бы морозами ни испытывал людей Север, добыча нефти не должна останавливаться. Поэтому испытания погодой и природой дорожники воспринимают философски.
Чем ниже температура воздуха, тем меньше вероятности отсидеться в тепле. В минус 40 водители машин не заглушают двигатели, отправляются в рейс по два экипажа, но все равно в пути может случиться всякое.
Для того чтобы быстро прийти на помощь, у дорожников есть все ресурсы – теплая спецодежда, спутниковая связь, мощная вездеходная техника, способная в любое время года преодолеть перепады байкитских высот в десятки метров.
В любой профессии не бывает случайных людей, а у дорожников особенно. Есть плюсы и минусы. Начальник дорожного отдела ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз» Олег Алексеев отмечает::
– Как инженеры-строители мы на своем месте, реализуемся в своей профессии на 100 процентов. Да, специфику никто не отменял. Это условия Крайнего Севера, удаленность от жилых районов. Определенная романтика в этом есть. Но и сложностей хватает, которые тоже иногда можно считать плюсом – закаляют характер. Дороги без покрытия – это все-таки не асфальт. Но мои подчиненные – опытные специалисты. Они знают дорожную науку от и до, и трудности их не пугают. Кроме того, компания обеспечивает достаточно высокий уровень комфорта в жилой зоне площадки. Мой опыт работы на разных месторождениях позволяет сравнивать и делать выводы. Может, поэтому у нас нет дефицита кадров, нет текучки. Люди ценят свою работу и, не побоюсь этого слова, любят ее. А иначе здесь не получится.
В канун профессионального праздника коллектив дорожной службы «Славнефть-Красноярскнефтегаз» от всей души поздравляет коллег! Пусть впереди будут новые построенные и сданные в эксплуатацию километры дорог, путепроводы, тоннели, мосты. От всей души желаем всем работникам дорожного хозяйства Красноярского края успехов в труде, крепкого здоровья, личного счастья! И никогда не теряйте чувства гордости за одну из самых прекрасных профессий на земле!