На учебном полигоне Емельяновского дорожно-строительного техникума в деревне Замятино праздник. Звучит музыка, шумит техника, курсирующая между препятствиями, на поле раскинулись шатры, в которых можно укрыться от ветра и выпить чаю. Здесь проходит чемпионат профессионального мастерства среди работников дорожно-строительных предприятий Красноярского края. Концертную программу подготовили артисты шуваевского Дома культуры и учащиеся Емельяновского дорожно-строительного техникума. Открытие чемпионата получилось ярким и красочным.
Стимул для успешной работы
В Емельяновский район приехали 28 представителей дорожной отрасли из разных районов края. Все они оспаривают звание лучшего в своих специальностях. Жюри определило четыре номинации, в которых дорожникам предстоит показать мастерство: машинист экскаватора, машинист автогрейдера, машинист фронтального погрузчика, водитель комплексной дорожной машины.
Но сначала участники соревнуются в знании правил дорожного движения и безопасности управления техникой. Что, несомненно, важно для работы на дороге.
– Чемпионат ежегодно проходит под эгидой краевого министерства транспорта и ассоциации «Дорожники Красноярья», – говорит первый заместитель министра транспорта края Ренат Даутханов. – Мероприятие это значимое. Его основная цель – не только продемонстрировать умения, но и пообщаться и поделиться опытом с коллегами из других территорий. Участвуют в нем лучшие в своем деле, прошедшие отбор на предприятиях.
Профессионализм работников дорожной отрасли – главная составляющая не только успеха на соревнованиях. От этого зависит и качество наших дорог. Ведь на таких чемпионатах машинисты демонстрируют навыки, необходимые для обслуживания и строительства трасс.
В этом году впервые в состязаниях участвовали студенты Емельяновского дорожно-строительного техникума. Ребята шли вне конкурса, но в будущем они проявят себя в соревновании «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
– Мероприятие призвано в целом повысить уровень мастерства дорожников. Каждый здесь защищает престиж своего предприятия, – считает руководитель КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Андрей Журавлев. – На объектах дорожного хозяйства сложно выделить одного мастера. Качество зависит от того, как каждый специалист работает в команде. Причем неважно, управляет он техникой или трудится с лопатой, устанавливает знаки или косит траву. Итоговый результат всегда оценивается в комплексе. И повышение профессионального уровня – стимул для дальнейшей успешной работы.
Рассчитать до миллиметра
На полигоне уже развернулась борьба за первые места. Рядом с соревновательными площадками столпились участники – смотрели, обсуждали успехи коллег по цеху, переживали из-за неудач, выстраивали стратегию выполнения заданий.
Огромные громоздкие машины делали поистине ювелирную работу. Экскаватор зубом ковша поддевал петлю тонкой проволоки и поднимал шплинт*, чтобы вставить его в шкворень*. Машинист в кабине напряженно следил за движениями механической «руки». Раз, другой, и вот шплинт на месте.
– Здесь важна точность, – поделился впечатлениями экскаваторщик из Каратузского ДРСУ Андрей Россихин. – Но самое сложное еще впереди – необходимо пальцем ковша разбить куриное яйцо. Здесь главное – джойстиком плавно работать, рассчитать движение ковша до миллиметра.
Это последний этап испытаний для экскаваторщиков. Участник уверенно берется за джойстик. Ковш медленно, легкими, плавными движениями приближается к рюмочке с хрупким продуктом. «Палец» огромной машины коротко ударяет по скорлупе. Одно яйцо, другое, третье, четвертое. Скорлупа чуть надломлена – настолько аккуратно работает машинист. Это высший балл!
– В нашем деле главное – понимать работоспособность машины, – отмечает машинист экскаватора из Балахтинского ДРСУ Дмитрий Даровских. – Как она реагирует на твои движения. Управляемость очень важна не только на чемпионате, но и в работе. Например, отделка откосов. Нужно вывести так, чтобы красоту навести.
На соседней площадке показывали искусство владения техникой машинисты погрузчиков. Огромный ковш зачерпывал детские мячи с перекладины ворот и змейкой вез их к огромной сетке-уловителю, куда их забрасывал – имитировал перевозку груза. Только груз здесь был очень уж ускользающим. Одно неверное движение – и мяч сорвется со своего места. Но в кабине машины виртуоз – все выполнено четко.
Специалисты, которые не один год отработали на дорожной технике, самым сложным в управлении считают грейдер. Он создает итоговый профиль дороги. Это тонкая финишная работа. И чтобы потом не переделывать всю трассу, грейдеристу необходимо иметь хороший глазомер.
На чемпионате практически все грейдеристы доказали: с глазомером у них все в порядке. На испытательной площадке расставили бело-красные пирамидки из кубиков. Задача машиниста – провести грейдер так, чтобы срезать только верхний – маленький красный – кубик, а нижний белый оставить на месте. Задача не из легких.
– Работа ювелирная. На дороге разные ситуации бывают. А от грейдериста зависит точность полотна, – делится грейдерист из Ачинского ДРСУ Алексей Батюта. – Нужно действовать с особой осторожностью. Машина длинная, сантиметр влево, сантиметр вправо – и ты запорол всю работу.
Каждый сбитый кубик минусовал баллы за прохождение соревновательной трассы. Но в целом участники выступили отлично.
– Дорожники показали хороший уровень, – констатировал главный судья чемпионата Александр Захаров. – Это специалисты широкого профиля, мастерство у них отточено.
Все участники чемпионата уехали с дипломами и памятными подарками. А победители получили еще медали и ценные призы.
– Соревнования прошли на самом высоком уровне, а каждый из участников подтвердил звание элиты дорожной отрасли, – считает председатель ассоциации «Дорожники Красноярья» Николай Димитров. – Самыми заинтересованными зрителями были руководители дорожных предприятий, которые бурно обсуждали победы и поражения своих работников. Особенно ответственно в этом году к подготовке участников подошли АО «Балахтинское ДРСУ» (руководитель Сиротинин Александр Филиппович), АО «Лесосибирск-Автодор» (руководитель Михайлов Игорь Анатольевич). Их команды завоевали наибольшее число призовых мест. Также хочу выразить благодарность талантливому руководителю техникума Калачеву Владимиру Петровичу за отличную профессиональную подготовку подрастающей смены дорожников и помощь в проведении чемпионата. Руководитель Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Журавлев Андрей Вячеславович сказал, что он спокоен за будущее дорожной отрасли. Праздник удался!
Больше фото: Чемпионат профмастерства среди работников дорожно-строительных предприятий
Номинация «Машинист экскаватора»
- 1-е место — Моряков Алексей Владимирович (АО «Большемуртинское ДРСУ»);
- 2-е место — Приходько Денис Григорьевич (АО «Лесосибирск-Автодор»);
- 3-е место — Даровских Дмитрий Сергеевич (АО «Балахтинское ДРСУ»).
Номинация «Водитель самосвала КДМ»
- 1-е место — Павлюшенко Данила Сергеевич (АО «КрайДЭО»);
- 2-е место — Мишенков Антон Викторович (АО «Балахтинское ДРСУ»);
- 3-е место — Стильве Артур Владимирович (АО «Лесосибирск-Автодор»).
Номинация «Машинист автогрейдера»
- 1-е место — Понятовский Владимир Геннадьевич (АО «Балахтинское ДРСУ»);
- 2-е место — Батюта Алексей Афанасьевич (АО «Ачинское ДРСУ»);
- 3-е место — Зварич Денис Викторович (АО «КрайДЭО»).
Номинация «Машинист фронтального погрузчика»
- 1-е место — Гисвайн Сергей Александрович (АО «Лесосибирск-Автодор»);
- 2-е место — Авдашкин Александр Владимирович (АО «Ачинское ДРСУ»);
- 3-е место — Антипов Андрей Евгеньевич (АО «Балахтинское ДРСУ»).
Фото Олега КУЗЬМИНА и Ирины ДРУЖИНИНОЙ