В Госдуме действительно рассматривается законопроект «О правилах дорожного движения». Собственно, на сегодня ПДД не являются законом, а всего лишь подзаконным актом. Инициаторы нововведений считают, что такой подход мешает общественности принимать участие в изменениях этих самых правил. Если придать им статус закона, тогда у гаишников будет меньше возможностей что-то менять, «не посоветовавшись» с нами через народных избранников.
Основной аргумент инициаторов законопроекта – расширить количество лиц, допущенных до совершенствования ПДД. Сегодня это прерогатива исключительно ГИБДД, которая еще вынуждена следить и за исполнением того, что придумала сама. В пример приводятся страны Азии, Европы и Америки, в которых правила передвижения изменяются и применяются исключительно на уровне законодательной власти. К тому же в нынешней ситуации представители Госдумы усматривают некое несоответствие с Конституцией. Уж коли права в какой-то мере накладывают ограничения на права граждан, то это должно быть закреплено только в федеральном законе.
Законотворцы считают, что их инициатива позволит сделать отношения на дороге более прозрачными и легитимными: «В России отсутствует публичное право, касающееся отношений, возникающих в сфере дорожного движения». Задачи снизить аварийность или тяжесть последствий ДТП в рамках этих правил не стоит. Собственно, пока и менять что-то в ПДД депутаты не собираются. Они хотят изменить лишь статус документа.
Впрочем, как показывает практика, правила – это не единственный акт, которым может руководствоваться ГИБДД. Существует, например, административный регламент МВД, принятый недавно. Судя по этому документу, останавливать сотрудников правоохранительных органов, следователей прокуратуры и других значительных личностей нельзя, даже если они пьяны. Пусть себе едут.
Сейчас по этому поводу ведутся очень жаркие споры. Так что даже если отнять у гаишников правила, у них останется очень много рычагов воздействия на дорожную ситуацию. Как показывает практика, правила регулируют далеко не все аспекты и решают не все спорные моменты, возникающие на дороге. Кстати, по итогам нескольких голосований в Интернете нынешние ПДД были признаны пользователями (то есть водителями и пешеходами) морально устаревшими.