В краевом центре, как и во многих городах нашей страны, много тех, для кого обычные ступеньки – непреодолимое препятствие. Город и край стараются сделать среду хоть немного доступнее, но мы все еще в самом начале пути. Безбарьерный город – это очень сложно, иногда кажется: проще построить все заново. И так важно, чтобы находились люди, которые помогут победить коварные лестницы и бордюры.
Случайные прогулки
– Вы не поверите – раньше дорога от квартиры до машины, которая припаркована под окнами, занимала у меня полтора-два часа, – Александр Егорович Ткачев надевает на руку строительную перчатку и вкатывает коляску на небольшую площадку подъемника. Три минуты – и вот уже он на уровне своей кухни, дома. – А бывало и так, что я выходил на лестничную площадку – и никого из соседей не было. Ни час, ни два. Приходилось возвращаться в квартиру и отменять все встречи. Сейчас я трачу 5–7 минут, везде успеваю, сам себе хозяин.
Александр Егорович живет в типичной хрущевке на Щорса: узкие двери, узкие крутые лестницы. И хотелось бы куда-нибудь воткнуть пандус – а некуда. Да и неправильно это, опасно, считает Ткачев – если вдруг пожар, как все эвакуироваться будут? Вот и были все прогулки инвалида-колясочника случайными: помогут стащить коляску на 10 ступенек – поехал по делам, не помогут – остался дома.
Случайно судьба свела Александра Егоровича, который больше 20 лет ограничен в передвижениях, с Андреем Китаевым, инженером из СФУ. И результатом этого незапланированного знакомства стала подъемная площадка, которая позволяет Ткачеву полноценно жить – передвигаться свободно, когда ему это нужно.
Простой, как автомат Калашникова
Вариантов конструкций было три – механический, гидравлический, электрический. Все придумали студенты, которые год назад проходили у Китаева производственную практику. Обычно, говорит преподаватель, студентам-автомеханикам дают возможность на практике разве что мести полы в сервисах и инструмент подавать – к машинам редко подпускают. А здесь – реальная инженерная, изобретательская практика и возможность помочь людям. Из трех конструкций выбрали самую дешевую и надежную – на механической тяге. Подъемник смонтировали летом прошлого года, он пережил уже почти год непрерывной эксплуатации – и все хорошо.
– Я могу поднять себя вместе с вами, и все это руками, – рассказывает Александр Егорович. – Конструкция простая, как автомат Калашникова, и такая же надежная. Очень хотелось бы, чтобы такие подъемники появились и у других колясочников.
Стоимость подъемника – около 50 тысяч. За работу Китаев и его студенты не взяли с Александра Егоровича ни копейки, покупались только материалы. Самая большая проблема и самая затратная статья – перепланировка: пришлось из кухонного окна сделать проход, и строительство короба для подъемника. Без него этот механизм не просуществовал бы долго – растащили бы хулиганы. При согласовании Александр Егорович столкнулся с таким же сопротивлением, свидетелем которого стала вся страна при строительстве пандуса для инклюзивного центра на Копылова: часть жильцов были категорически против. Ситуацию удалось переломить только после обращения в ОНФ – все документы быстро согласовали. Сейчас короб для подъемника жители подъезда используют как колясочную.
– Людям удобно, а я и не против, – улыбается Александр Егорович. Он на самом деле последний год улыбается намного чаще: на полном серьезе говорит, что теперь у него началась совсем другая, новая жизнь.
Есть идеи
Андрей Китаев уже достаточно хорошо знаком людям с ограниченными возможностями. Это он разработал простое, но действенное приспособление для колясок, чтобы зимой можно было передвигаться по сугробам, предложил несколько конструктивных решений для создания безбарьерной среды на Столбах. Идей много, помощники тоже есть – все, как обычно, упирается в деньги. Проблема и в том, что с прошлого года у Китаева нет места под мастерскую, студенты не могут заниматься инженерными разработками – негде. А желания помогать и на самом деле менять город у них с избытком. Остается надеяться, что рано или поздно этот вопрос решится – помещение найдется, появится финансовая помощь, и таких людей, которые смогут начать новую жизнь, как Александр Ткачев, станет больше.