Дружелюбная школа побеждает травлю

Дружелюбная школа побеждает травлю
Фото: Андрей Кудрявцев

Красноярский кризисный центр «Верба», который уже 20 лет оказывает помощь жертвам домашнего насилия, совместно с региональным исполкомом ОНФ объявил конкурс «Дружелюбная школа». По замыслу организаторов, это не та школа, в которой не бывает буллинга, или, попросту говоря, травли, а та, где могут определить ее наличие, преодолеть последствия, поддержать пострадавшего ребенка и создать атмосферу неприятия этого явления. О том, какова природа беды, издавна сопровождающей подростковые сообщества, и как с ней бороться, рассказывает руководитель «Вербы» Наталья Пальчик.

– Наталья Борисовна, ваши подопечные в основном женщины. Как появилась идея взять на себя еще и тему детского насилия?

– Возникла она, потому что к нам обращаются родители и педагоги, сталкивающиеся с проблемами агрессии, буллинга, самоповреждающего поведения у детей. Мы даже создали проект по работе с подростковым суицидом – хотя травля не всегда оборачивается столь тяжелыми последствиями, – который сейчас принят как норматив на краевом уровне. Рассматривая причины такого поведения, пришли к выводу, что в большинстве случаев его источник в школьной среде.

– Много таких обращений?

– Если говорить о буллинге, то в среднем пять-шесть в месяц. На мой взгляд, это много, учитывая, что о «Вербе» знают далеко не все учителя и родители. Часто о нас узнают по сарафанному радио. Когда приходим в школу и начинаем работать с одним классом, к нам приходят другие классные руководители, поскольку у них похожие проблемы. Несколько лет назад студенты СФУ проводили исследование, причем в одной из престижных школ города, по результатам которого больше половины учеников 6–7-х классов сталкиваются с травлей – как свидетели, пострадавшие, агрессоры. Ту же тенденцию показывают и общероссийские исследования. К примеру, в одном классе начали травить одного ребенка, и остальные тридцать человек оказываются задействованными в этой истории в той или иной роли. В этом и заключается главная сложность решения проблемы.

– То есть это сюжет классического фильма «Чучело»…

– Да, та самая история. Поэтому надо работать со всем классом, а не только с одним пострадавшим. Рекомендации отправить его в секцию бокса, «накачать» самооценку психологическими тренингами и потом вернуть в ту же среду не работают. В нашей практике уже было много историй, когда ребенок сам пытался что-то поменять, учился, попросту говоря, давать сдачи… Но система отношений в классе оставалась неизменной, поэтому иногда приходилось переводиться в другую школу.

– Может, все связано с фундаментальной особенностью подростковой психики? Попросту говоря, дети жестоки.

– Безусловно, связано. Подростки быстро «подсаживаются» на агрессию, но суть в том, что в одном классе такое происходит, а в другом – нет. Вот конкретная история. Пятиклассник побывал летом в спортивном лагере, насмотрелся там, как травят других – кстати, и его самого травили, – решил для себя, что это круто, и начал реализовывать такую программу у себя в классе. И так сложилось, что его агрессии не было ничего противопоставлено. В итоге к концу учебного года история с травлей развернулась на весь класс, хотя еще год назад это были нормальные адекватные дети. Почему? Учитель в самом начале не увидел, что в детскую среду проник негативный опыт. А когда все стало очевидным, справиться с ситуацией было очень сложно. Во всяком случае, ни у кого из детей не хватало для этого ресурса. Требовалось вмешательство взрослых.

– Как воспринимается детьми вмешательство «взрослой» стороны в их конфликты?

– Прежде надо пояснить, что конфликт и травля – не одно и то же. Конфликт – это эпизод, где есть предмет спора, в котором так или иначе можно договориться. А травля происходит системно, силы в ней не равны, в ней есть страдающая сторона и, самое главное, нет предмета спора. Дети даже не могут внятно объяснить, что именно им не нравится в том, кого они травят. «Он какой-то не такой… он стремный… он псих…» Выбирают, как правило, тех, кто оказывается психологически слабее. Что касается реакции на «взрослое» вмешательство, то мы разговариваем не со всем классом одновременно, а по отдельности с каждым, кто в той или иной степени вовлечен в травлю. Пытаемся выяснить расклад сил – кто зачинщик, кто поддерживающий… Часто бывает, что зачинщиком является не тот, кто больше всех машет кулаками, а тот, кто устанавливает некие нормы, обозначает цель, а главный хулиган таким способом стремится заработать себе авторитет. Наконец, ищем тех, кто не участвует в травле, однако может остановить ее, защитить жертву, но по каким-то причинам этого не делает. Как только в классе появляются иные «точки силы», способные противостоять травле, она заканчивается. У агрессора нет стимула ее продолжать. Он уже не может показать себя хозяином ситуации, теряет власть, когда появляются люди, которые внятно ему объяснят – остановись, нам это не нравится. Задача специалиста – выявить таких людей и сделать так, чтобы силы сравнялись.

– Кто обычно становится агрессором?

– Часто это внутренне травмированный ребенок, которого дома бьют, либо родители с ним не разговаривают… Однако самый тяжелый случай – искаженное представление о ценностях, когда подросток считает себя «голубой кровью», а остальных «плебеями», с которыми он вынужден находиться в одном классе. Поэтому и обращаться с ними можно как с плебеями. Если подобная «идеология» идет из семьи, то на помощь родителей в решении проблемы почти не стоит рассчитывать, и вообще работать с такой ситуацией тяжело.

– Вы имеете в виду детский вариант «классовой вражды», о котором много говорили в 90-е, когда началось наглядное имущественное расслоение общества?

– Нет, это далеко не всегда связано с материальными аспектами, хотя и такое встречается. Девочку, к примеру, могут травить за то, что она не делает маникюр, ресниц не наращивает, ходит в одних и тех же джинсах. Но большинство историй с такой «идеологией» не связаны. Малолетний агрессор чаще всего сам не понимает, какую беду он творит. Когда в разговоре с ним разворачиваешь всю картину, все последствия его поступков, он начинает понимать, что не добивается этим ни любви, ни признания. Его просто боятся. Как только сила от него уйдет, обстоятельства поменяются, и те, кто был рядом с ним, станут против него. Когда ребенку все это объяснишь, есть шанс, что он начнет меняться. Кроме того, здесь еще очень важно поработать с каждым звеном – дети, педагоги, родители. Необходимо добиться того, чтобы все: от директора и классного руководителя до работников столовой – прекращали эту историю на корню, на том основании, что в нашей школе нет места для травли.

– Что делать, если педагоги не идут навстречу?

– Это самое сложное. Среди учителей есть «выгоревшие» – они пересказывают учебник и элементарно не видят того, что происходит с ребенком. Директор рад бы с ними расстаться, но учителя теперь в дефиците, нагрузка у них бешеная. Хотя есть директора, которые ищут способы справиться с этой проблемой и в конце концов решают ее.

– Сам термин «дружелюбная школа» подразумевает формирование неких ориентиров?

– По большому счету да. Мы работам со многими школами. Некоторые дают прекрасные показатели по успеваемости, поступлению в вузы, но атмосфера там, прямо скажем, не самая лучшая. А есть школы, которые не назовешь элитными, но директор и педагоги с полной серьезностью работают с проблемой буллинга. Поэтому нам хочется, чтобы школы, создающие хороший психологический климат, были на виду.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2025
От «Егория» до Золотой Звезды
9 декабря в нашей стране отметили День Героев Отечества – праздник, посвященный кавалерам орденов Святого Георгия Победоносца и ордена Славы,
Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности