Рожденные в СССР два друга – красноярцы Сергей НЕСТЕРОВ и Вадим ПЛЯСУНОВ жили в одном доме, росли в одном дворе, учились в соседних школах – 62-й и 77-й, носили пионерские галстуки, затем комсомольские значки. Ребята-романтики ходили на Столбы, дружили с одноклассницами, любили песни Высоцкого. Постигали науки, особое предпочтение отдавали математике, физике, поэтому и поступили в политехнический институт. Успешно сдали экзамены за первый семестр, и Вадим предложил Сергею поехать на воинскую службу в Афганистан.
Призыв Родины
Отзывчивый молодой народ, воспитанный школой, семьей, комсомолом, не мог не откликнуться тогда на призыв Родины. В это время уже пятый год шла Афганская война. Обратившихся в Свердловский военкомат ребят с другими добровольцами направили на военные шестимесячные курсы. У родителей был шок, слезы, но ребята были непреклонны.
После окончания курсов младшим сержантам задали вопрос: «Кто не хочет ехать в Афганистан?» Никто не решился отказаться. И 18-летние парни осенью 1985 года полетели на гражданском самолете Ту-154 в неизвестную страну.
Кабул встретил сухой удушающей жарой. Здесь ребята увидели земляков-красноярцев, прилетевших раньше, – Дмитрия Скороделова, Сергея Сторожа.
При распределении наших земляков зачислили в 103-ю дивизию, 350-й парашютно-десантный полк, 3-й батальон, 7-ю роту, выдали военную форму с непременной панамой от палящего солнца. Службу несли в провинции Джелалабад, кишлак Суруби, в боевом охранении территории вокруг единственной в стране ГЭС, построенной советскими специалистами.
Здесь находилась высота 212, с нее просматривались тропы, по которым могли подойти моджахеды. Восхождение на эту высоту для наблюдения было не из легких: 2,5 км пути несли автоматы, пулемет, сухой паек, воду. Вода в Афганистане – это жизнь, приходилось экономить каждый глоток, полагалось по одному литру на служащего в сутки.
У подножия высоты располагались небольшие глинобитные дома советских специалистов, обслуживающих станцию.
В один из дней в воинской части раздался вой сирены, полетели сигнальные ракеты, зазвучали выстрелы, пулеметные очереди. Энергетику, выбежавшему узнать причину сработавшего сигнала, раздробило до колен ноги гранатой и осколками посекло живот.
Влад Плясунов кинулся к рации сообщить командованию о нападении моджахедов. Поступил приказ держать оборону. Раненого погрузили на БТР, но до госпиталя не довезли, скончался. Часть военнослужащих была контужена, госпиталь находился далеко, пострадавшие лежали в палатках. Сергей и Вадим также получили контузии.
Уже вернувшись после службы домой, Сергей Нестеров вспоминал, что тогда восстановиться ему помогла дружба, воспоминания о доме, сибирской природе, теплые письма родителей, одноклассниц.
– В Афгане даже скалы ощетинившиеся, – говорит Сергей, – важно, что мы на чужбине были с другими земляками.
Ветеранское братство
После демобилизации они с Вадимом возвращались домой на самолете, в Ташкенте пересели на поезд. В вагоне ехали с новосибирцем Василием Чуфаровым. Тот волновался из-за предстоящей встречи с девушкой, которую не видел, хотя переписывался два года. Василий попросил ребят выйти с ним в Новосибирске, те решили его поддержать. Девушка жила в пригороде, поехали к ней. Встретились. Через два месяца друзья-однополчане гуляли на свадьбе у Чуфаровых в Новосибирске. Сегодня у тех счастливая семья: дети, внуки. А в Красноярске родители, подруги, друзья встречали с большой радостью 20-летних воинов: старшину Плясунова, награжденного орденом Красной Звезды, старшину Нестерова, награжденного медалью «За боевые заслуги».
Ребята восстановились в институте, окончили вуз, стали инженерами-транспортниками, женились на своих девчонках, которые преданно их ждали. У Сергея родились сын и дочь, есть внук. У Вадима – дочь. К сожалению, Вадим рано ушел из жизни, отразились на здоровье последствия войны.
В крае сложилось ветеранское братство воинов – интернационалистов Афганистана. Сергей Нестеров является заместителем председателя Российского союза ветеранов Афганистана, общественной красноярской региональной организации. Ветераны встречаются с учащимися, проводят уроки мужества в школах, хранят память о воинах-однополчанах. Они разрабатывают проекты и на полученные гранты устанавливают памятные доски на школах, в которых учились погибшие фронтовые товарищи. С той войны из Афганистана не вернулись 180 красноярских ребят.
Каждый год воины-интернационалисты встречаются 15 февраля – в день вывода войск из Афганистана, и 2 августа – в день ВДВ.