В дневниках Льва Толстого описан эпизод из его студенческой юности. Учился вместе с ним в Казанском университете один молоденький дворянин. Был он по меркам своего класса бедный.
Денег, которые ему высылали родители-помещики, едва хватало на то, чтобы заплатить за учебу, не ходить в рванине и не помереть с голоду. И вот однажды, получив по почте сумму, предназначенную на полгода житья, он пошел в магазин и купил на все деньги канарейку в роскошной, чуть ли не золотой клетке. Пришел в общагу, поставил дорогую покупку на стол и смотрел на нее, безмятежно улыбаясь. Узнав об этом, в другой комнате собрался консилиум, в котором, наряду с прочими, участвовал Л. Н. Толстой. Студенты обсуждали странный поступок своего товарища, пытались его хоть как-то обосновать, найти разумную причину, однако ничего не нашли. И тут кто-то из присутствовавших сказал громко: «Господа, да ведь он просто дурак!» – и всем сразу все стало ясно. И все успокоились. И перестали про этого бедного барчука говорить – перестали раз и навсегда. Потому что тот, кто дураков обсуждает, – сам дурак.
Эта максима, казалось бы, всем известна. Обсуждают причудливые мысли и повадки таких, как тот казанский студент. Лет двадцать назад какой-то эфиопский деятель, если не ошибаюсь – официальный и государственный, потребовал объявить Пушкина великим восточноафриканским поэтом и поставить ему памятник в Аддис-Абебе. Над ним газеты хихикали – вот, мол, затейник какой, дурилка картонная… Это была нормальная, здоровая реакция.
А нынче все не так, все серьезно и даже как-то натужно. Умозаключение – сами знаете чье – «Анна Ярославна – украинская принцесса» детально, в аргументах и фактах, оспаривают ведущие российские издания. Привлекают в качестве комментаторов крупнейших историков. Даже тамошний (откуда Ярославна) академик Толочко растолковывает, что Киев – место жительства княжны, а национальность – русская, ибо разделения на Великия, Малыя и Белыя Руси еще не произошло. То есть объясняет то, что обязан был знать любой более-менее прилежный ученик средней школы, что является одной из аксиом науки, добытой честным трудом поколений историков разных, заметим, национальностей и подданств. Наверное, академики нынче пошли добрые, сговорчивые – другой на его месте за такой вопрос послал бы. Это все равно что подойти к доктору математических наук и спросить: «Таблицу умножения знаешь? Уверен? Там ведь не все так однозначно. А ну, перескажи».
Понятно, что безумие уже давно стало госидеологией отдельных стран, пора бы к этому привыкнуть и перестать удивляться. Но что-то не привыкается.
Фото: https://pixabay.com