Два года голода и смертей

Два года голода и смертей

Старейшей блокаднице России Валентине Кузнецовой 17 января исполнилось 104 года. Из Ленинграда Валентину Ивановну эвакуировали в 1943 году.

27 января 1944 года Северная столица была полностью освобождена от фашистской осады. С того момента прошло 75 лет, а в памяти женщины, пережившей страшные годы, стоит картина умирающих от голода родителей.

 

Спортсменка и красавица

Валентина Ивановна уже не так активна, как раньше. Годы… Но она до сих пор одна управляется с делами в собственной квартире. Где пыль стереть, где посуду помыть – не нужно внуков и правнуков просить, и сама может. Она уже целую жизнь провела в Красноярске, но своим родным городом считает Ленинград, где родилась и выросла, где вышла замуж и родила первых детей, где пережила два страшных года блокады, где потеряла большую часть родных.

Выросла Валентина в большой семье – шесть братьев и сестер. Отец на железопрокатном заводе работал, мама детей воспитывала. С семи лет Валя активно занималась спортом. Недалеко от школы стадион имени Ленина стоял, и ребятишки упражнялись прямо на открытом поле – кто с мячиком, кто со скакалкой. Валя и прыгала хорошо, и бегала, и плавала. А потом пошла учиться в техникум фабрики имени Красного Знамени. Старшая сестра на этом предприятии цех возглавляла. Взяла к себе и Валентину.

– Фабрика Красного Знамени была знаменитая. На ней шили очень красивые вещи – дамское кружевное белье, чулки и платья, мужские пуловеры, костюмы. Я браковщицей устроилась – браковала мужские вещи. Вместе со мной подружка работала. Получим мы зарплату и сразу в магазин идем, пирожные покупаем. А потом – к ней чай пить, – рассказывает ветеран.

За чаем познакомилась Валентина со своим будущим мужем. Слесарь Ленинградского пивзавода жил этажом выше подружки и частенько спускался побеседовать с девушками. Предложение Вале сделал, когда той 20 исполнилось. Сам уже взрослый был мужчина – 25-летний. Валентина свое самое красивое платье надела от фабрики имени Красного Знамени и зарегистрировалась.

До войны Валентина Ивановна родила троих детей. Первая дочка умерла малышкой, а двое выжили.

Ни крупинки пшена

Началась война, и муж Валентины ушел на фронт. А она – с двумя маленькими детьми. Сыну три года, дочке несколько месяцев. Дома оставались родители Валентины Ивановны, старшая сестра с 17-летней дочерью.

Чем ближе к зиме, тем голоднее становилось в Ленинграде. Взрослым давали хлеб, испеченный из бумаги и глины. Детей даже страшно было кормить им. Сын Валентины Юра все время кушать просил. Выручал муж. Его определили служить на огневой точке на обороне Ленинграда, и боец иногда приходил к своей семье – приносил хлеб.

– А дочку кормить было нечем, – вспоминает Валентина Ивановна. – Я хлеб нажую и даю ей пососать. Но глиняный хлеб был опасен для младенца. Однажды пошла я на базар, чтобы белого хлеба купить. Да по дороге домой его незаметно съела. Дочка кричит голодная. Соседка спасла: из муки что-то состряпала да в рот ей сунула.

Детям последний кусок отдавали. Они выжили. А старики от голода уходили один за другим. Валентина Ивановна до сих пор вспоминает, как ее мама просила корочку хлеба. Но даже такой малости не было. Старушка все время мерзла, не спасала чугунная печка. И перед смертью просила: «Потеплее меня оденьте».

Мама умерла, и Валя с сестрой, взяв папин инструмент, сломали забор вокруг дома – сколотили гроб из досок. Маму одели в два байковых платья, положили телогрейку – ведь она тепла хотела. На крышку сил уже не хватило – закрыли досками да обвязали веревкой. И за кусок хлеба попросили соседей отвезти маму на кладбище.

А потом умер папа. Он сидел на полу и увидел крупинку пшена. Потянулся за ней, да так и не смог взять – упал. Делать гроб папе девушки уже не могли, зашили его в простыню.

Самая страшная зима

1942 год был самым страшным. Голод, холод, ленинградцы умирали прямо на улицах. Трупы так и лежали на обочинах. Голодные люди отрезали у них ягодицы. А тут еще страшное известие в дом Валентины пришло. Муж попал под бомбежку, погиб. Когда его сослуживцы принесли Валентине эту весть, она закричала: «Не верю! У него двое детей, он не мог погибнуть!»

На следующий день за женщиной пришла машина. Передала она ребятишек старшей сестре и поехала на фронт. Боевая позиция – рукой подать. Показали Вале землянку, где ее муж жил, а потом и самого на машине привезли – все лицо осколками изрешечено. Хоронили бойца в гробу (на фронте это была большая редкость), с почестями. Собирая Валентину в обратный путь, дали ей хлеб, сахар, теплые вещи. Попала под бомбежку, но добралась до дома.

Весной потеплело, распустились почки, которые можно было кушать. Но вместе с землей оттаяли и трупы на улицах, начали разлагаться. Работать на уборке Валя не могла – двое малышей на руках, сама от голода распухла до болезни. Женщине посоветовали: «Забирайте детей и уезжайте из города, чтобы заразу не подхватить». И Валентина поехала в Красноярск. В Сибирь еще в начале войны эвакуировали предприятие, на котором муж ее средней сестры работал. К сестре и зятю приехали Валентина Ивановна с детьми и ее старшая сестра с дочкой.

С жильем в Красноярске было туго. Ютилось большое семейство в шестиметровой комнатке барака. Но в тесноте, да не в обиде. Валя устроилась телефонисткой, постепенно здоровье поправила.

После окончания войны, в 1946 году поехала в родной город. Но Ленинград встретил неласково. Дом ее родителей разбомбили, ночевать было негде. Поскиталась женщина по знакомым и вернулась в Сибирь. В Красноярске к тому времени Кузнецовым уже дали большую комнату в новой квартире (в этой квартире и сейчас живет ветеран), выстроенной японцами, – угол был. Ждал возвращения Валентины вернувшийся с фронта начальник связи одного из предприятий города. За него Валентина вышла замуж. Уже в Красноярске родились у нее два сына.

Под опекой «Енисея»

Валентина Ивановна ни дня без работы не сидела. Сначала устроилась телефонисткой на аффинажный завод, затем радистом на стадион «Енисей». Говорит, всегда была заядлой болельщицей. А уж когда по телевизору показывали игры красноярского «Енисея», от экрана ее невозможно было оторвать.

– Раньше, – говорит блокадница, – все команды сильные были – «Динамо», «Зенит», «Армейцы». Моя любимая команда – «Спартак».

Хоккеисты «Енисея» до сих пор опекают свою бывшую радистку. Приходят к Валентине Ивановне на праздники, поздравляют.

Памятная медаль

По поручению губернатора Красноярского края Александра Усса с днем рождения Валентину Кузнецову поздравила министр социальной политики Красноярского края Ирина Пастухова.

– На вашу долю выпала тяжелая судьба – война, голод и гибель близких людей, – сказала Ирина Пастухова. – Несмотря на все испытания, наш народ выстоял, победил в той войне. Мы всегда будем помнить защитников, тружеников и жителей блокадного Ленинграда. Мне оказано доверие вручить вам памятную медаль в честь великого подвига русского народа. Хочу пожелать вам доброго здоровья, бодрости духа, тепла и заботы близких. Но главное – мирного неба над головой.

Валентине Ивановне одной из первых вручили памятную медаль, посвященную 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Стереть с лица земли не получилось

В 1941 году у немцев была цель стереть Ленинград с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены. Гитлер опасался, что при массированном штурме потери немецких войск будут неоправданно высоки, а потому отдал приказ о начале блокады.

В Ленинграде оставалось не менее 2,5 млн жителей, около 400 тысяч из них дети. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В Ленинграде ввели продуктовые карточки, но и они не спасли. В зиму 1941 года в городе практически не осталось квартир, стены которых были бы оклеены обоями: голодные люди их попросту обрывали и ели, так как другой еды не было. На рынках самым ходовым товаром стали кошки и собаки, с улиц исчезли крысы и вороны.

А люди продолжали работать на благо страны: ремонтировали танки, делали пушки и пистолеты-пулеметы.

Той же зимой – 1941–1942 годов – началась эвакуация жителей блокадного Ленинграда по Дороге жизни через Ладожское озеро. Истощенных ленинградцев вывозили в Сибирь, в том числе в наш край. По данным красноярского общества «Блокадник», в Хакасскую автономную область направили 405 человек, в Емельяновский, Минусинский, Идринский, Краснотуранский, Новоселовский, Каратузский, Партизанский, Канский районы – 1 011 человек, 18 сирот передали на воспитание в красноярские семьи, а 24 подростка определили на работу.

Всего наш край принял более 11 тысяч блокадников, только в один день – 28 сентября 1942 года – в Красноярск прибыл эшелон с детьми из Ленинграда – 1 458 человек.

К ветеранам Великой Отечественной войны блокадников приравняли только в 1989 году. После этого в регионах начали образовываться общественные организации, объединяющие переживших военную изоляцию Ленинграда. В нашем крае она появилась в 1991 году. В то время общество насчитывало 1 600 человек. Сейчас осталось меньше 300.

 

Вторая жизнь архива

К 75-летию снятия блокады Ленинграда красноярский музей «Мемориал Победы» решил расшифровать и опубликовать воспоминания красноярцев, перенесших осаду Северной столицы. Записи интервью ветеранов делались еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Своими историями поделились порядка 20 блокадников. До сих пор они лежали в архивах, а сейчас настала пора обнародовать их.

Объявление о наборе добровольцев для участия в проекте, приуроченном к 75-летию снятия блокады Ленинграда, красноярский музей «Мемориал Победы» опубликовал в начале января. А ближе к памятной дате рапортовал: штат волонтеров заполнен.

– Проект получил большой отклик у красноярцев, – рассказала НКК экскурсовод музея Елизавета Стручева. – О желании расшифровывать записи воспоминаний блокадников заявили около 50 человек. Это и школьники, и взрослые люди, и пенсионеры. В проекте участвуют целыми семьями.

Волонтеры уже начали работать, завершат расшифровку интервью они к концу января. А первые истории скоро появятся на сайте «Мемориала Победы» в специально созданном разделе, прочитать их смогут все желающие. Здесь же появятся впечатления добровольцев от услышанного.

– Волонтерам мы предложили написать небольшие эссе – рассказать, почему для них важна проделанная работа, а также поделиться впечатлениями об услышанном, – говорит научный сотрудник музея Елена Володина. – Школьники напишут сочинения на тему «Война глазами детей».

В музее отмечают: проект не завершится с расшифровкой воспоминаний блокадников. Решено его продолжить. Следующим этапом станет переложение на бумагу интервью бывших узников концлагерей, которые проживают в Красноярском крае.

 

«Б» – бомбежка, «Д» – дистрофия…

Блокадники – это уже глубоко пожилые люди, которым непросто выйти из дома. Но они считают: нужно рассказывать подрастающим ребятишкам о тех ужасах, которые они пережили. Как стояли в очередях за кусочком хлеба и пили воду из воронки, где разорвался снаряд. Как уходили один за другим их близкие, как невозможно было посчитать потери.

К 75-летию снятия блокады члены краевой общественной организации «Блокадник» в школах края запустили кинопоказы художественных и документальных фильмов, сейчас идет конкурс чтецов на тему блокадного Ленинграда. 30 января определятся финалисты, которые 2 февраля выступят и получат награды на Ленинградском Дне Победы, как называют дату снятия осады блокадники.

– Память о Ленинградской блокаде, о мужестве защитников города, о том, какой дорогой ценой удалось его отстоять, не должна умереть, – считает председатель Красноярской общественной организации пенсионеров и инвалидов «Блокадник» Валентина Антонова.

24 января в музее «Мемориал Победы» открылась обновленная выставка «Мы дети тех блокадных дней». Сотрудники музея вместе с красноярскими блокадниками попытались воссоздать комнату осажденного Ленинграда.

– В ноябре не стало отопления и освещения. Как бы окна ни заклеивали бумагой, стекла все равно вылетали. Кто мог, заколачивал проемы фанерой, остальные затыкали разным тряпьем. Дома было холодно, и мама приобрела буржуйку. Ее поставили посреди комнаты, труба выходила в окно, – вспоминает Зоя Павловна Казачкова, которой к началу войны исполнилось 11 лет. – Топили только тогда, когда приходила с работы мама. Тут же грели воду и кушали. Тогда сожгли все книги, которые были в доме, несколько стульев – дров не запасли.

Буржуйка – главный предмет в блокадной комнате. Здесь же кровать с кучей одеял. На ней спали все вместе, чтобы было теплее.

Сотрудники музея составили букварь блокадного Ленинграда. Здесь каждая буква что-то обозначает: «Б» – бомбежка, «Д» – дистрофия, «С» – светомаскировка, «Ж» – жмых.

Фото Олега КУЗЬМИНА

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом