Пожар на энергоблоке Березовской ГРЭС в Шарыповском районе края произошел два года назад. Тогда, к счастью, никто не пострадал. Но было повреждено энергетическое оборудование – вышел из строя котел. Происшествия на таких сложных объектах всегда считаются чрезвычайными, поэтому к ситуации здесь было повышенное внимание. Сегодня продолжаются восстановительные работы. Руководство ГРЭС пригласило журналистов, чтобы показать, как продвигается ремонт, и заодно развеять все страхи и сомнения по поводу работоспособности станции.
Уникальная конструкция
Официально причина пожара пока не названа: еще ведется расследование. Предварительная версия – повреждение мазутопровода и горение мазута. В результате высокой температуры балки деформировались и котел сместился от проектной позиции.
Кстати, специалисты отмечают, что конструкция котла уникальная – это не только энергообъект. Часть корпуса котла – это балки для крепления другого оборудования.
Котельное отделение составляет 40 % всего оборудования блока. После аварии специалистам предстояло демонтировать и заменить почти 14 тонн конструкций. Первый этап – разбор завалов. Для этого заказали из Санкт-Петербурга спецоборудование, расчистили площадку. Далее по графику начнется монтаж котла. Сейчас ведется укрупнение (сборка деталей в более крупные элементы, которые затем будут смонтированы на постоянное место). Такой подход выбран для того, чтобы не проводить большое количество работ на высоте. К монтажу планируют приступить в июне-июле этого года. Срок ввода блока в промышленную эксплуатацию – третий квартал 2019 года.
Исторический факт! На Березовской ГРЭС впервые в России был освоен паровой котел новой конструкции. При монтаже применили нестандартное решение подвески котла к специальным хребтовым балкам. Он не стоит на фундаменте, а висит в воздухе на хребтовых балках.
На 40-этажной высоте
Высота корпуса третьего энергоблока более 120 метров (как бизнес-центр «Первая башня» в Красноярске или две 20-этажки, поставленные друг на друга). В этих условиях работа монтажников-высотников – настоящий подвиг. Они на объекте в мороз и зной. Всего на площадке в круглосуточном режиме занято около тысячи человек. Для безопасности людей на площадке была придумана спецсистема: если конструкции начинали двигаться, раздавался предупредительный сигнал о возможном обрушении. Процесс снимают видеокамеры, за ходом следят сотрудники станции в щитовой.
Суперагрегат стройки – уникальный башенный кран немецкого производства. Этот самый большой и мощный кран обладает грузоподъемностью 1 350 тонн, а высота подъема может достигать 180 метров. Его область применения – это строительство мостов, электростанций, ветряных установок. Внушительные габариты крана потребовали спланировать и осуществить целую спецоперацию по его доставке. Везли его в Шарыповский район 88 машин – траков на гигантском автопоезде. Сборка крана заняла около двух месяцев. Площадка под гусеницы крана сделана из плит крепчайшего черного африканского дерева. Таких кранов в мире всего 28, и один из них – на Березовской ГРЭС. Ни один другой кран не справится с работой на такой высоте.
От Госплана в XXI век
Березовская ГРЭС знаменита как «первенец КАТЭКа». У Госплана были большие планы: построить восемь энергоблоков фантастической суммарной мощностью. Планы дальнейшего развития станции были обусловлены низкой себестоимостью вырабатываемой ею электроэнергии и значительными запасами угля разреза «Березовский». Сегодня даже два из трех блоков ГРЭС работают по очереди: при температуре до минус 20 градусов системный оператор включает всего один блок. В общем, электроэнергии на рынке достаточно. Между тем разведанных запасов на Березовском разрезе хватит еще на 300 лет для работы станции.
Исторический факт! В 1985 году вместе с первым энергоблоком ГРЭС на юго-западе края выросла дымовая труба высотой 370 метров – самая высокая труба России. Она занимает пятое место среди самых высоких труб мира и 46-е среди самых высоких сооружений мира.
Цифры
Доля выработки Березовской ГРЭС в энергобалансе Сибири составляет около 6 %, в Красноярском крае – 18–20 %.
Станция вошла в историю нетрадиционной схемой поставки топлива. Бурый уголь поступает напрямую с разреза «Березовский» двумя 14-километровыми открытыми конвейерами.
Третий энергоблок был введен в строй 22 сентября 2015 года. Таким образом, до аварии он проработал меньше года.
Фото Олега Кузьмина