Два счетчика Сможет ли помочь закон, когда конкуренция не помогает?

Два счетчика Сможет ли помочь закон, когда конкуренция не помогает?

«Машины нет. Только по освобождению. Минут сорок. Будете ждать?» Такие слова от диспетчера таксомоторной фирмы можно часто услышать в любом районе города, будь то центр или удаленный спальник. В новогодние каникулы вызов такси вообще превращается в лотерею. Водителю выгоднее заломить три цены «от бордюра», чем принимать стандартный заказ от фирмы…


Как видим, рынок легковых перевозок малопрофессиональный, плохо упорядоченный, с пробелами в логистике и качественных кадрах. Однако ежедневно на улицах Красноярска, по расчетам директора фирмы «Шеф» Дениса Саламатова, должны появляться не менее пяти тысяч таксомоторов.

Такова потребность краевого центра. Дневной оборот одной машины – в среднем 1 000 рублей, всех авто, работающих на линии, – не менее 5 млн. Или почти 2 млрд в год. В целом немалые деньги. Но порядка в рядах как не было, так и нет. Сервис – на уровне любителей.

Что касается внимания к таксомоторному бизнесу со стороны городских властей, то его никогда не было. И это объяснимо. Массовый транспорт – автобусы и троллейбусы. А такси… «Советские люди на такси в булочную не ездят». Вместе с тем о хаосе на рынке такси говорится давно и много. На деле же лишь разовые акции ГИБДД, сгонявшей таксистов с автобусных остановок. При этом специализированные стоянки для таксомоторов так и не появились. Ни на улицах. Ни на вокзалах. Ни в других местах скопления людей.

Зато теперь проблемами перевозчиков заинтересовались на федеральном уровне. С 1 сентября 2011 года в ФЗ № 69 «О безопасности дорожного движения» внесены изменения, согласно которым частный таксист должен пройти лицензирование, покрыть машину «шашечками», разместить опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, оборудоваться таксометром и выдавать клиенту чек. Нелегалов ожидает штраф в размере 5 тысяч рублей.

Однако оштрафовать «подпольного» таксиста будет непросто. Потому особой борьбы с нелегалами со стороны государства, по словам Дениса Саламатова, ожидать не приходится.

– Закон сам по себе неплохой, но после встречи с представителями власти у меня сложилось впечатление, что отловом нелегалов они заниматься не собираются. Потребители сами должны проголосовать своими действиями, – делится наблюдениями директор фирмы «Шеф». – А пока так называемые бомбилы будут стоять на улице, закон работать не будет и останется лишь очередной попыткой государства навести порядок. Ведь для того, чтобы порядок наводить, нужно предпринимать хоть какие-то усилия, а здесь мы их не видим. К работе министерства транспорта – выдаче разрешений – никаких претензий у меня нет. Работают на износ – говорят, приходите с документами 30 декабря, а 31-го мы уже вам сделаем лицензию.

Несмотря на многочисленные вопросы к нововведению со стороны перевозчиков, сама попытка законодательно отрегулировать сферу легковых перевозок назрела. Насколько будет выгодно таксистам легальное положение, покажет время.

– Я мечтаю о таком такси, как в Шанхае или Токио, где все машины лицензированы, одинаковая стоимость и качество предоставления услуг. Что касается самого закона, – размышляет Артем Потехин, руководитель портала 24auto.ru, – то он не решит, конечно, проблему полностью, но в какой-то степени сделает рынок более цивилизованным. Проблема частников в одночасье вряд ли исчезнет. Однако будущее за таксопарками.

И все же новый закон прописывает множество регламентов, которыми руководствовались таксопарки и в старые добрые времена.

– На сегодняшний день в соответствии с ФЗ-69 фирмы такси переходят на более цивилизованный уровень. То есть все те, кто получат разрешения, будут заниматься перевозкой пассажиров. Они будут отвечать за безопасность своих клиентов, – поясняет Александр Галушков, и. о. заместителя начальника УГИБДД МВД РФ по Красноярскому краю. – У них будет вся необходимая база для проверки технической безопасности автомобилей перед выходом на линию. Медицинские работники будут проверять водителя каждый день. Человек, которому нужно будет переехать из одного места в другое, должен знать, что получает качественную услугу. Поэтому они уже подумают перед тем, как доверять себя неизвестно кому. Хочу добавить, что водитель должен иметь и соответствующий стаж и квалификацию, о чем и говорит ФЗ-69. Его знания будут проверять каждый день.

Притом что такси можно ждать часами, в столице края переизбыток таксофирм. По сути, сейчас организовать диспетчерскую службу может кто угодно. Без опыта и знаний. В условиях жесткой конкуренции большинство таксофирм работает одинаково посредственно. Возможно, новый закон наконец-то поставит ребром вопрос о профессионализации бизнеса и, как следствие, повышении качества услуг.

На текущий момент, по данным минтранспорта Красноярского края, лицензии на оказание услуг такси получили только 30 % фирм по всему региону. Остальные, если не получат разрешения, не смогут официально заниматься перевозкой пассажиров.

Председатель Федерации автовладельцев России Павел Стабров вообще считает шумиху вокруг таксомоторных перевозок слишком раздутой.
– Эта тема меня как председателя ФАР волнует меньше всего. В крае хватает других проблем, которые гораздо острее. Пока что, насколько я понимаю, с рынком такси дела складываются ни шатко ни валко, и что так взволновало всех в этой сфере – не совсем ясно. Нам сейчас не до такси – нужно разобраться с безопасностью на дорогах. У нас сейчас огромное количество проблем, требующих первоочередного решения, например незаконная парковка на автобусных остановках и полосах движения автотранспорта. Вот это крайне актуальные темы.

Со Стабровым здесь хочется поспорить. Легковые автомобили – такси тоже попадают в аварии. И в большинстве случаев из-за того, что за рулем не профессиональный водитель, а совершенно случайный человек, который, по логике вещей, должен нести ответственность за пассажиров. Плохо обученные водители такси тоже одна из причин низкой безопасности на дорогах. Равно как и паркующиеся на остановках таксисты. Эти люди пока существуют в условиях малолегитимного бизнеса. Им никто ничего не должен – и они никому ничего не должны. Вольные стрелки. Все взаимосвязано. Именно поэтому хотелось бы надеяться, что новый закон станет первым, самым первым шагом в упорядочении бизнеса. Красноярское такси может вполне стать одним из брендов города – как это случилось во многих уголках мира.

 

Вячеслав ЧАНЧИКОВ, Евгения БУТЫЛИНА, Анна ПРОЦЕВСКАЯ, Надежда КВИТКОВСКАЯ

Желтые такси – яркий символ Нью-Йорка. В столице США их насчитывается 13 тысяч, они ежедневно перевозят 600 тысяч пассажиров. Только они имеют право подбирать пассажиров на улице
Лондонские такси – лучшие в мире

Таковы результаты опроса, проведенного по заказу туристического портала Hotels.com. Лондонские таксисты были признаны самыми приветливыми и знающими город лучше всего. Кроме того, поездки в лондонских такси – самые безопасные в мире.
Согласно результатам опроса, самые грубые таксисты в Париже, а самые грязные такси – в Афинах. Нью-йоркские таксисты хуже всего знают город, а поездка в такси в Бангкоке наименее безопасна.

– Наши таксисты должны потратить три года, чтобы полностью пройти специальный тренинг и получить право водить такси в Лондоне. Это очень важно, чтобы предлагать отличный сервис, – считает председатель Ассоциации лицензированных таксистов Джон Томас. – Именно это выгодно отличает лондонские такси от такси Нью-Йорка, Парижа и других больших городов.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о
Оперативный маневр
Май продолжает радовать красноярцев летней погодой и температурами. Лишь огнеборцам сейчас не до красот природы. Для них продолжается в прямом
Яркая игра – яркая победа
На поле вышли команды всех предприятий СУЭК в нашем регионе – Бородинского, Назаровского, Березовского разрезов, погрузочно-транспортного управления и ремонтно-механического завода