Дважды освобожденный Мариуполь

Гитлеровцы, как и современные украинские националисты, проводили кровавые акции, чтобы дискредитировать советских солдат-освободителей

Дважды освобожденный Мариуполь Гитлеровцы, как и современные украинские националисты, проводили кровавые акции, чтобы дискредитировать советских солдат-освободителей
Фото t.me/rian_ru/159788

Мариуполь был дважды освобожден от нацистов. Первое освобождение крупнейшего города на берегах Азовского моря произошло 10 сентября 1943 года в ходе Донбасской стратегической наступательной операции.

Для нацистов важность этого участка фронта была настолько велика, что 27 августа, то есть через две недели после начала советской наступательной операции, сам Гитлер прибыл в Винницу, где провел совещание с командованием группы армий «Юг».

Предать огню…

Манштейн поставил перед фюрером альтернативу: пополнить силы тринадцатью дивизиями или отдать Донбасс, – пишет мариупольский историк и краевед В. Зиновьева. – Гитлер обещал снять часть войск из групп армий «Север» и «Центр». Не дождавшись прибытия обещанных ему дивизий, Манштейн через неделю, 3 сентября, срочно вылетел в ставку Гитлера в Восточной Пруссии – Вольфшанце.

Он доказывал, что главная опасность для германской армии находится в Донбассе и поэтому туда нужно перебрасывать силы с других участков советско-германского фронта. В это время тяжелое положение вермахта было на всех участках фронта, поэтому удовлетворить запросы Манштейна не было возможности.

Восьмого сентября 1943 года Гитлер прилетел в Запорожье в штаб группы армий «Юг» и там провел очередное совещание с требованием любой ценой удержать Донбасс, с потерей которого окончательно рухнет их фронт на юге нашей страны, будет потерян Крым. Захватчики вынуждены были бросить на передовую даже тыловые части – всех до последнего пригодного человека из обозов и бригад рабочих.

Однако нехватка сил у врага компенсировалась тем, что за два года оккупации гитлеровцы выстроили вокруг Мариуполя глубокоэшелонированную оборону. Советским войскам предстояло прорвать очень сложную трехлинейную систему «Черепаха», состоящую из дотов и дзотов, усиленных огневыми точками поставленных намертво, без гусениц, танков.

В глубине оборонительных линий имелись позиции тяжелых артиллерийских систем. В официальных немецких документах эта линия эшелонированной обороны называлась «Восточная граница Великой Германии». Третья линия системы обороны «Черепаха» – Кальмиусский оборонительный рубеж – проходила по правому берегу Кальмиуса и на подступах к Мариуполю тянулась: Кальчик, Асланово, станция Сартана, Аджахи, восточная и южная окраины Мариуполя, Мариупольский порт. Этот оборонительный рубеж немецкое командование называло «Миус-2».

Только 4 сентября оборона врага была прорвана – и части Красной Армии вплотную подошли к Мариуполю. Через два дня немцы окончательно поняли, что шансов на спасение уже нет – началась судорожная эвакуация штабов, гестапо… Сама картина этого бегства открывает некий общий «нацистский стиль» войны, повторяющийся в наши дни. Как свидетельствует В. Зиновьева, захватчики, уходя, отнюдь не собирались ограничиваться ликвидацией оставшихся в живых узников тюрем СД.

Всем жителям приказали покинуть город в западном направлении, в район села Володарского. Тех, кто не подчинялся приказу, ждал расстрел. С 7 по 10 сентября 1943 года город был передан специальным командам жандармерии, которые взялись планомерно уничтожать производственные и жилые здания. Три дня фашистские факельщики жгли Мариуполь. Жандармы подъезжали к домам на машинах, обливали керосином окна и рамы, бросали в них зажженные факелы. Но мариупольцы не хотели покидать родной город, они прятались в подвалах, в степи, в балках. Если в домах их находили факельщики, то сжигали живьем. Летчики люфтваффе приняли участие в уничтожении Мариуполя: они предварительно, 6 сентября 1943 года, сделали аэросъемку города, на которой были отмечены объекты, подлежащие взрыву или бомбардировке с воздуха.

Все для информационной войны

Когда Мариуполь был полностью освобожден, начали открываться страшные картины нацистской оккупации, продолжавшейся с 8 октября 1941-го по 10 сентября 1943 года. И опять же с множеством параллелей…

Гитлеровцы, как и современные украинские националисты, часть своих кровавых акций проводили с целью дискредитации советских воинов-освободителей: «В первый день оккупации 8 октября 1941 года части эсэсовцев захватили 26 первых попавшихся им граждан и в центре города во дворе здания бывшего НКВД замучили их. Им содрали кожу с рук, отрезали половые органы, уши и носы и полуживыми замуровали в стенах подвала. Через 13 дней эти трупы раскопали и показывали населению под видом жертв НКВД. Так погибли граждане Левин, Коган, Аливанов и другие»… Нередко немецкие пропагандисты для создания фейков проводили жестокие манипуляции над мирными гражданами. Точно так же в настоящее время поступают украинские националисты, используя западные СМИ: «Было объявлено, что из Ростова идут русские военнопленные и мариупольцы могут забрать своих опознанных родственников. Тысячи жителей вышли встречать военнопленных в надежде увидеть кого-либо из близких им людей. Но вместо военнопленных подошли немецко-фашистские войска. Фашистские кинооператоры в это время засняли все на пленку как «встречу русским населением немецких войск (Марина Елисеева. «Красная Звезда»).

Меняются времена, обстоятельства, но «нацистский почерк» остается неизменным…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи