В этом году в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова поступил выпускник Красноярского художественного училища имени Сурикова Николай Врясов. Родом он из самой обычной деревни нашего края. Земляки поначалу не воспринимали его всерьез – вместо того, чтобы заниматься огородом и хозяйством, тот бродил по деревне с этюдником. Но после того, как педагог помог организовать юному художнику выставку, мальчиком начали гордиться.
Николай Врясов – настоящий самородок. Но в художественную академию поступил лишь в 25 лет. Молодой человек – сирота, еще и с малолетними братом и сестрой на руках. Ясно, что в жизни художника произошло настоящее чудо. И одним лишь наличием таланта это не объяснишь. Важно, что рядом оказался учитель, который помог поверить в себя.
Главное – трудолюбие
Екатерина Федорищева в свои 14 лет успела принять участие, пожалуй, во всех крупных краевых, российских и международных конкурсах рисунка. Уже сейчас Екатерина твердо знает, что хочет быть дизайнером. Рисовать она начала раньше, чем ходить. В детстве ее не нужно было занимать ни играми, ни мультфильмами. Достаточно было красок и чистого листа бумаги, чтобы появился новый мир. С восьми лет девочка занимается в художественной школе – там помогают найти средства, чтобы двери в новые вселенные были открыты не только для юной художницы, но и для ее зрителей.
– Главное в нашей деятельности – трудолюбие. К счастью, у Кати его хватает, – рассказывает преподаватель красноярской художественной школы № 1 Мария Козаченко. – Если ребенок не будет много работать, его талант просто не раскроется.
Чтобы юные звездочки загорелись как можно ярче, нужна не только кропотливая ежедневная работа, но и площадки, где они могли бы громко заявить о себе. Это обеспечивают программы по поддержке одаренных детей, которые действуют на территории края.
В рамках программы «Культура Красноярья» в этом году прошла третья международная выставка-конкурс детского художественного творчества «Енисейская мозаика». Этот конкурс проходит раз в три года. В нем приняли участие больше полутора тысяч детей из нашего края, других регионов России, Германии, Латвии, Белоруссии, Казахстана.
Также в рамках этой долгосрочной программы действует творческая школа для одаренных детей. По программе «Я – профессионал» дети из школ искусств живут в оздоровительных центрах, учатся у лучших педагогов.
В 2012 году этой возможностью воспользовались 900 детей из 20 территорий региона.
Благодаря программе «Одаренные дети Красноярья» талантливые ребята получают возможность участвовать не только в краевых, российских, но и в международных конкурсах.
Одним из самых значимых мероприятий за последний год стал краевой форум одаренных детей «Имена будущего». Участники смогли побывать на концертах известных музыкантов, мастер-классах лучших педагогов страны.
Лейла Хасьянова – эксперт форума, проректор по научной работе Российской академии живописи Ильи Глазунова, считает, что в нашем крае создана уникальная система художественного образования:
– Атмосфера удивительно благоприятна для развития талантов. Теперь я понимаю, почему выпускники нашей академии Александр Решетняк и Виктория Гаврилова, которые прежде обучались в Красноярском художественном училище, не остались в Москве, как многие, а вернулись сюда, – рассказывает Лейла Хасьянова. – Для России большая проблема – лучшие творческие силы уезжают из регионов учиться в столицу, да так там и остаются. Выходит, Москва забирает все самое ценное. Но относительно Красноярского края это не вполне так, потому что здесь создаются комфортные условия для дальнейшего развития молодежи.
Спортивный резерв
Знаменитого борца Ивана Ярыгина во время футбольного матча случайно увидел тренер по вольной борьбе Владимир Чарков. И сразу оценил потенциал парня: Ваня с раннего детства выделялся среди ровесников могучим телосложением. Он охотно помогал отцу в кузнице – сил и здоровья хватало на пятерых. Чаркову стоило большого труда уговорить хотя бы заглянуть на тренировку к борцам – мальчишка самозабвенно гонял мяч во дворе и ни о чем больше слышать не хотел.
Сейчас такое, чтобы тренер случайно увидел перспективного ребенка и буквально силой затащил его на тренировку, бывает редко.
– Задача родителей – понять, какой вид спорта интересен детям, и записать его на занятия. Раскрыть потенциал – дело педагогов, – рассказывает заместитель директора спортивной школы ФК «Енисей» Ирина Марченко.
Воспитать будущих Медведцевых и Ярыгиных в крае призваны две программы – «Одаренные дети Красноярья» и «От массовости к мастерству на 2011–2013 годы».
Сейчас в регионе 120 учреждений дополнительного физкультурного образования. Там учатся 64 566 детей в возрасте от 8 до 18 лет. Эти ребята – настоящий спортивный резерв края. Каждый из них может стать высококлассным спортсменом и пополнить состав семи профессиональных игровых клубов Красноярского края или четырех академий по видам спорта.
Настоящим «местом силы» является лаборатория по работе со спортивно одаренными детьми, созданная при краевом институте повышения квалификации работников физической культуры и спорта. Лаборатория выявляет признаки спортивной одаренности детей и разрабатывает программы их медицинского и биологического сопровождения.
Важная часть работы со спортивными талантами – организация и проведение интенсивных школ для перспективных юных спортсменов со всего края. Они проходят при участии лучших тренеров региона. В 2012 году проведено шесть таких школ – две по футболу и по одной – по лыжным гонкам, хоккею, легкой атлетике, вольной борьбе. По итогам сформирована база спортивно одаренных детей (на краевом портале «Одаренные дети Красноярья» www.krastalant.ru).
Собственное решение
Первой научной работой Николая Моханькова стала гаусс-пушка. Этот электромагнитный ускоритель восьмиклассник продемонстрировал на одном из престижных конкурсов в Москве. Проект перерос в установку для разгона моделей ракет. Следующим шагом стал расчет параметров ракетоносителя для вывода аппаратов на орбиту «холодным» стартом.
Эта работа помогла завоевать премию мэра, стипендию губернатора, на форуме «Одаренные дети» юноша выиграл поездку в Питер и грант от фонда Прохорова.
Сейчас Николаю Моханькову 17 лет. Он собирается поступать в Сибирскую аэрокосмическую академию и продолжать заниматься своим любимым делом – проектированием.
Раскрыть потенциал таких исследователей со всего края помогает Межрайонный ресурсный центр по работе с одаренными детьми. Он взаимодействует с образовательными учреждениями Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Балахтинского, Березовского, Емельяновского и других районов.
Расширить «карту возможностей» талантов помогает сотрудничество с вузами. Ребята получают возможность заниматься в настоящих научных лабораториях. А в рамках интенсивных школ – учиться у лучших наставников. Важно, чтобы одаренный ребенок не только получил знания. Ведь если хороший педагог учит, то гениальный – воодушевляет. Главное – заставить ребенка почувствовать, что одно из высоких наслаждений жизни – не пользоваться готовыми решениями, а искать собственные. Но вдохновить к тому, чтобы идти не по проторенной, а значит, и не по простой дороге может далеко не каждый.