Ускорение процессов информатизации в обществе нарастает с каждым годом. За последние десять лет в крае внедрено 69 информационных систем, а общее их количество в 2017 году составляло 80 единиц. Суммарный объем расходов регионального бюджета на внедрение и поддержание информационных технологий с 2006 по 2017 год оценивается суммой около 5 млрд рублей. При этом средства «разведены» по разным программам. Насколько эффективны эти вложения, проанализировали депутаты Законодательного собрания края.
СПРАВКА
Благодаря информатизации в Красноярском крае введен электронный документооборот, бумажные носители используются как дублирующие – по требованию пользователей. Разработано и модифицировано 13 информационных систем, 28 труднодоступных населенных пунктов на севере края обеспечены сотовой связью – более 10 тысяч жителей получили такую возможность. Также создан дополнительный центр обработки данных – этот комплекс останется в крае в качестве наследия универсиады.
Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению краевого парламента обсудил реализацию госпрограммы «Развитие информационного общества» в 2018 году.
Комплексная автоматизация…
Одновременно депутатам были представлены итоги аудита эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на внедрение и поддержание информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. О контрольном мероприятии Счетной палаты края доложил заместитель председателя СП Виктор Астраханцев.
Министр цифрового развития края Николай Распопин сообщил, что государственная программа состоит из трех подпрограмм. Первая – «Инфраструктура информационного общества и электронного правительства» – направлена на повышение уровня взаимодействия граждан, организаций и государства на основе информационных и телекоммуникационных технологий.
В нее включены такие мероприятия, как развитие системы электронного документооборота, создание и развитие государственных информационных систем (ГИС), поддержка деятельности КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), развитие официального сайта Красноярского края, субсидии муниципальным бюджетам для развития услуг связи в труднодоступных населенных пунктах и ряд других мероприятий. Отдельным пунктом в подпрограмме выделено формирование коммуникационной среды во время подготовки и проведения универсиады – речь об информационных системах медицинского обеспечения, транспортного сопровождения, управления инфраструктурой и т. д.
Николай Распопин подчеркнул, что большинство мероприятий этой подпрограммы в 2018 году выполнено на 100 процентов (средства освоены на 99 процентов).
Вторая подпрограмма разработана для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами и работы подведомственного учреждения «Центр информационных технологий Красноярского края».
Третья подпрограмма – «Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности населения» – предназначена для бесперебойной работы комплексной автоматизированной системы «Безопасный город», создания и эксплуатации единой системы вызовов 112, которая интегрирована с системой «Эра-Глонасс». Кроме того, в рамках подпрограммы организовано СМС-оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
…и телефон на гвоздике
Прежде чем приступить к обсуждению доклада, депутаты заслушали информацию Счетной палаты по итогам аудита (контрольное мероприятие охватывало период 2016 года и 9 месяцев 2017-го).
Виктор Астраханцев отметил, что информатизация происходит в отрыве от других процессов управления, не направлена на решение конкретных социально-экономических проблем. Эффект от внедрения современных технологий и информационный аудит не отражены в госпрограммах.
После того как результаты проверки были представлены в правительство края, началась работа по устранению указанных нарушений. Так, выполнена одна из существенных рекомендаций: на базе агентства информатизации и связи создано министерство цифрового развития, полномочное разрабатывать и внедрять политику цифровизации.
В ходе обсуждения представленных докладов Илья Зайцев поинтересовался у министра, почему оценка эффективности мероприятий программы проводится на основании ведомственной статистики.
– Только этим обстоятельством я могу объяснить стопроцентное исполнение каждого пункта, – сказал депутат. – Существуют внешние ресурсы, по которым можно оценить качество и объем, например, предоставляемых электронных услуг: количество заходов в информационную систему, число обращений, отказов, оценка удовлетворенности оказанной услугой.
Егор Бондаренко попросил ответить, почему у значительной части информационных систем не определен правовой статус и почему сложились проблемы с закупками, в частности, с формированием первоначальной цены торгов (контрольное мероприятие выявило, что ценовые предложения зачастую предоставлялись связанными между собой фирмами).
Николай Распопин ответил, что внешний аудит количества и качества услуг не всегда возможен в силу соблюдения информационной безопасности, хотя в настоящее время на уровне Федерации разрабатываются новые рекомендации по оценке – там известно об этой проблеме. Министр сообщил, что регистрация ГИС ведется и уже подходит к завершению, а проблемы с аукционными процедурами связаны с узким рынком услуг – зачастую некоторые программы и информационные системы существуют в одном-двух вариантах на всю страну и с ними работает ограниченное количество фирм.
Александр Новиков и Александр Симановский задали вопросы по конкретным населенным пунктам: когда там появится сотовая связь?
– Людей ведь интересуют не подпрограммы, а конкретные вопросы: когда можно будет пользоваться телефоном? – от имени жителей села Имба Кежемского района спросил Александр Симановский.
Коллегу поддержал первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов:
– В некоторых поселениях единственное место, где «берет» связь, – сельсовет. Там и висит телефон на гвоздике.
На ответ министра о том, что в настоящее время разрабатывается федеральная программа по финансированию цифровизации населенных пунктов, где проживает менее 500 жителей, поэтому операторам сотовой связи такие поселки и деревни не интересны из-за отрицательной рентабельности, депутаты заметили, что и в крае должна быть соответствующая программа.
Подводя итог обсуждения, Сергей Попов внес кардинальное предложение: программа, не учитывающая социально-экономических задач региона, доставшаяся новому министерству «в наследство» и основанная на ведомственной статистике, с плавающими целевыми показателями и статичными критериями оценки, должна быть переписана полностью.
– Нужна абсолютно новая государственная программа края по развитию информатизации, – заявил председатель комитета. – С четко обозначенными приоритетами, увязанная с задачами, которые решают отраслевые министерства, с прозрачными правилами финансирования и понятными критериями оценки эффективности. Полагаю, что составление такой программы и ее реализация должны рассматриваться на уровне двух комитетов – по государственному устройству и по промышленной политике.
Сергея Александровича поддержала председатель Счетной палаты Татьяна Давыденко, которая полагает, что набор показателей программы не выдерживает критики, а методику ее формирования необходимо пересмотреть.
По итогам рассмотрения вопроса комитет подготовит свои рекомендации, которые будут изложены в решении.