Многое, из чего состоит наша повседневная жизнь, умещается на страницах главного финансового документа региона. Зарплаты врачей и учителей, льготы ветеранам и инвалидам, строительство дорог и объектов ЖКХ, субсидии сельчанам и модернизация здравоохранения – все разложено по полочкам в краевой казне. При этом толщина бюджетного «пирога» всегда зависит от «урожая», являясь отражением тех процессов, что происходят и в мировой, и в российской экономике. «Ничего сверхдраматичного в ней нет, но и ничего хорошего тоже не происходит» – так оценивает текущее положение дел премьер-министр страны Дмитрий Медведев.
Как это «ничего хорошего» отразится на бюджете края?
Первый программный
15 октября, в обозначенный срок, как и положено по закону, проект краевого бюджета внесен на рассмотрение депутатов Законодательного собрания. В течение 20 дней они будут внимательно изучать документ, вносить поправки и предложения. Потом, на публичных слушаниях, состоится общественное обсуждение. Работа серьезная – талмуд под названием «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов» занял более 3,5 тысячи страниц (почти вдвое больше прошлогоднего). Впервые он имеет программный формат.
Чуть ранее аналогичный федеральный документ Правительство РФ направило депутатам Государственной думы. Бюджет страны получился весьма жестким, о чем премьер Дмитрий Медведев заранее предупреждал членов правительства: «Лишних денег не будет» – равномерно на 5 % сокращены все виды расходов, за исключением защищенных (пенсии, стипендии и т. д.). Одной из пострадавших стала сфера ЖКХ, расходы на которую за три года урежут более чем наполовину.
В жестких условиях
– Мы находимся на этапе изменений международной мировой экономической конъюнктуры, которая так или иначе сказывается на нас, – говорит президент страны Владимир Путин. – Это пока не кризис, потому что на некоторых ведущих мировых площадках мы отмечаем стабилизацию экономики. В конечном итоге это отразится и на нас как на ее части. И мы должны давать трезвые оценки происходящей ситуации. Корректировать наши доходы и расходы в соответствии с прогнозом. Поступить по-другому просто не можем.
Ситуацию разные эксперты оценивают по-разному, зачастую полярно: одни утверждают, что очередной мировой кризис уже шагает по планете, другие кивают на оживление рынков в тех или иных странах: вот, мол, и США с угрозой дефолта как-то справились. Гадание на экономической гуще – дело, может быть, и полезное, но лучше исходить из реалий. Такой неблагоприятной обстановки, как утверждает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, у нас не было с момента кризиса 2008 года.
Для стимулирования роста экономики и ухода от рецессии на федеральном уровне разработан целый комплекс жестких антикризисных мер. Помимо пятипроцентной урезки целого блока бюджетных статей в планах – отказ от индексации зарплат госслужащих, военных, прокуроров и судей. Кроме того, от Минрегиона, Минэкономразвития, Минфина, Минздрава, Минтруда, Минсельхоза России, МЧС, Роспотребнадзора и Ростехнадзора премьер ждет предложений по поводу сокращений числа федеральных чиновников. Чтобы притормозить инфляцию, в следующем году решено заморозить тарифы естественных монополий для промышленных предприятий. Поначалу такая «заморозка» предполагалась и для населения, но потом, как говорится, что-то не срослось. Рост тарифов на газ, электроэнергию, тепло в следующем году составит 4,2 %. Но все-таки в среднем это почти втрое ниже, чем было ранее.
Эти и другие подходы, по расчетам правительства страны, позволят собрать пул средств, который потом будет направлен на приоритеты, и в первую очередь – социальные.
Бюджет наших приоритетов
Являясь частью страны, наш край, разумеется, испытывает те же проблемы. Краевой бюджет, как отмечают его разработчики, получился непростым. Основные параметры выглядят так: доходы в 2014 году составят 148,3 млрд рублей (что на 15,8 млрд выше показателей года нынешнего), расходы – 171 млрд. Дефицит бюджета равняется 22,7 млрд рублей.
Очень важно, что этот бюджет сохранил расходы на развитие социальной сферы и поддержку отраслей экономики. Это бюджет наших приоритетов – приоритетов, обозначенных главой государства и губернатором края, – говорит министр финансов края Владимир Бахарь.
Новацией трехлетнего бюджета стал его программный формат. Основу документа – около 97 % всех расходов – составили 20 государственных программ Красноярского края. В них поэтапно прописаны механизмы достижения ближайших целей как в социальной, так и в экономической сфере. Открыв любую из них, можно получить полную информацию о финансовых затратах и конечных результатах.
Например, 30 % всех расходов краевого бюджета будет направляться на реализацию президентских указов (повышение заработной платы работников бюджетной сферы, строительство детских садов и обеспечение граждан жильем). В 2014 году это более 42 млрд рублей, а за весь трехлетний период – 136 млрд рублей.
Только на развитие образования будет выделен 41 млрд рублей. Строительство, реконструкция и ремонт зданий позволят дополнительно ввести за три года почти 6 тыс. мест в детских садах, в 2014 году в районах края будут строиться девять школ, рассчитанных на тысячу учащихся.
Самое главное, бюджет по-прежнему остается социально ориентированным. В нем запланирована индексация всех мер социальной поддержки, повышение заработной платы на 5 % всем бюджетникам с 1 октября 2014 года. Продолжится выплата субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, выдача сертификатов на краевой материнский капитал. Сохранятся выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей, компенсация части родительской платы за детский сад.
Запас карман не тянет
Безусловно, дальнейшее обсуждение проекта бюджета в комитетах ЗС, на публичных слушаниях с участием глав городов и районов, общественности приведет к разного рода корректировкам (в ту и другую стороны) его разделов и статей. Учтем еще тот факт, что краевые министерства, отправляя в правительство региона свои финансовые заявки, получили совсем не все, что хотели. Кое-что пришлось урезать.
Нынешняя неопределенность в экономике вынуждает четко прописывать приоритеты, направляя деньги туда, где без них действительно никак. В подобных случаях федеральный центр загодя формирует своеобразную подушку безопасности, откладывая средства в резервный фонд – как говорится, на черный день. У нашего края по закону такой возможности нет. Наша «подушка» иного плана. Она состоит из тех многомиллиардных вложений, что мы сделали в ключевые отрасли тогда, когда это позволяли наши возможности.
Например, в последние три года в краевое здравоохранение каждый год вкладывалось по 30 млрд рублей ежегодно. В сферу ЖКХ – по 11 млрд, в сельское хозяйство – по пять. От этого есть реальная отдача. Поэтому нет никакой трагедии в том, что дальнейшее финансирование будет происходить не в таких впечатляющих объемах.
Тем более что от больших, очень нужных проектов, исполнения которых с нетерпением ждет все население края, отказываться правительство края не намерено. В 2014 году продолжится строительство четвертого моста через Енисей в Красноярске, второй очереди краевого онкоцентра, больницы в Богучанском и поликлиники в Курагинском районах. В ближайшем будущем появятся 42 модульных фельдшерско-акушерских пункта в отдаленных территориях края, здания больницы скорой медицинской помощи в Лесосибирске и Минусинске. Продолжится реставрация драматического театра им. А. С. Пушкина, краеведческого музея им. Мартьянова в Минусинске. Более 600 млн рублей отводится на подготовку города Енисейска к 400-летнему юбилею.
Несмотря на сложности, главные параметры бюджета остаются в нормальном состоянии. А это как минимум создает условия для дальнейшей целенаправленной работы.