Единственная в России женщина – казачий атаман живет в Красноярском крае Как заправский генерал

Единственная в России женщина – казачий атаман живет в Красноярском крае Как заправский генерал

– Раньше и не думала, что окажусь в казачестве, – говорит Ольга НЕКРАСОВА. – Правда, дядька всегда меня чалдонкой звал. Это казаки, которые пришли осваивать Сибирь.

Ольга Николаевна – единственная в России женщина – казачий атаман. Скромно замечает: «Так получилось». Мужчинами она командует как заправский генерал. Характер у нее такой с детства, отцом воспитанный.

Предводитель пацанов

Ее девичья фамилия Бояркина. Все собирается Ольга Николаевна изучением корней заняться, да руки не доходят. Хотя знает: ее род казачий, начало берет от тех вояк, что пришли Сибирь осваивать.

– С кем общаюсь, все говорят: «Видно, что вы казачка» (улыбается). – Характер такой – взрывной и активный. Не могу не руководить.

Родилась она в селе Сухобузимском. Папа тракторист, мама аптекарь. Отец, говорят, мальчика ждал, а когда на свет появилась вторая дочка, даже расстроился немного. С пяти лет Ольга с отцом на полях на тракторе работала, потом лихо на мотоцикле гоняла, а там и машина у нее появилась. С мужчинами управляться с детского сада научилась. Собирала ватагу мальчишек и командовала. В школе на голову выше всех пацанов была, привыкла быть для них вторым классным руководителем. Строила, собирала, заботилась. Вместе с ними с крыш прыгала – на ловкость и смелость себя испытывала. А после окончания средней школы поступила в педагогический институт, стала историком. Для работы выбрала учебное заведение в отдаленной деревеньке Качулька в Каратузском районе.

– Меня туда романтика утянула. Прочитала книгу Черкасова «Черный тополь», где как раз об этих местах рассказывается. И поехала.

Жила в Белой Елани. Говорит: все деревни у Черкасова описаны, кроме этой. Так что Елань она сама осваивала. Удивительное место было – одни мужчины и мальчики. Женщины на вес золота. К Ольге тогда 13 женихов с предложением пришли – руку и сердце просили. Но выбрала она одного – своего ученика-старшеклассника.

– Муж у меня домашний был. И стряпать умел, и дома прибрать, и корову подоить. А я все время работала.

В Сухобузимское вернулась, когда отец заболел. Нужно было матери помогать, заботиться. Устроилась в местную школу преподавателем. Затем завучем стала, а там и директором. Работа с детьми, говорит Ольга Николаевна, ее главное призвание. Она для них инсценированные уроки устраивала – с переодеванием и творческим подходом. На уборке картошки соревнования устраивала. Да такие, что ребятишки с удовольствием брались за эту скучную сельскую работу. Победитель школьного соцсоревнования обязательно награждался путешествием по стране. Было за что побороться ребятам!

Авторитет у Ольги Николаевны Некрасовой в селе непререкаемый. Она была первой и единственной женщиной в Сухобузимском, которая имела и сама водила машину (папа на выпуск из института подарил «жигули»). Вручая удостоверения ребятишкам, прошедшим курсы вождения, начальник ГАИ желал ездить, как директор.

Возрождение памяти

атаман_2.jpgСчастливая школьная жизнь закончилась в 1990-х годах. Тогда учителям зарплату не платили. Директор школы старалась хоть как-то поддержать коллектив. Не всегда это получалось. И сухобузимские педагоги устроили марш: пешком отправились в краевой центр к губернатору – тогда эту должность занимал Александр Лебедь. Три дня шли от села до Красноярска. Некрасова сопровождала их на машине ГАИ – подкармливала, переживала, оказывала первую помощь. Зарплату педагоги выбили, но на директоре этот поход сказался двумя тяжелыми инсультами.

Год лежала. Говорит, уже в другой мир собралась, когда из администрации района поступило предложение возглавить местный музей. Сначала категорически отказалась: «Не люблю я бумажки перебирать», а когда пришла и увидела кипы документов, сердце историка дрогнуло – так интересно!

Сухобузимский музей разместился в здании 1919 года постройки. Тогда здесь была изба-читальня, затем школа и общежитие для ссыльных. Потом в деревянном доме поселился райисполком, на смену ему пришли поликлиника и детский сад. И только в 2000 году усилиями первого директора Зинаиды Булановой открыли музей. Ольга Николаевна пришла в него в 2003-м, это она занималась наполнением храма культуры и истории – собирала предметы быта, восстанавливала историю жизни в селе семьи великого сибирского художника Сурикова. Раньше об этой исторической вехе здесь даже не вспоминали, а тут – решили построить на этом экспозицию.

Суриковы прожили в Сухобузимском пять лет, здесь похоронен отец художника, до недавнего времени был цел дом, в котором семья квартировала. Завязалась дружба с Красноярским музеем-усадьбой и фондом Людмилы Пимашковой. Деятели культуры и меценаты стали частыми гостями в селе.

– Многое сделал начальник отдела культуры администрации Сухобузимского района Алексей Деменюк, – говорит Ольга Некрасова. – Он начинал суриковскую тему, я подхватила…

Кстати, с Суриковым связно и возрождение казачьих традиций в Сухобузимском. Известно же, что предки художника – представители этого служивого сословия.

Баба с лампасами

Сухобузимское до революции считалось казачьим селом. До сих пор живут в нем потомки тех, первых казачьих фамилий. Наверное, поэтому и возрождение традиций шло без особых вопросов.

Как-то на одном из музейных мероприятий здесь побывали представители возрождающегося Енисейского казачьего войска. После мероприятия спросили Некрасову: «Почему станицу не создашь? Все для этого есть». И у той мысль в голове засела. Пошла к главе района Виктору Влиско и – вопрос ребром: раз о Сурикове говорим, без казачества не обойтись.

– Чтобы зарегистрировать станицу, тогда нужно было четырех казаков в селе иметь, – улыбается Ольга Николаевна. – Виктор Петрович сам в казачество вступил, начальника отдела культуры записали, меня и казачьего атамана Артамонова. Так и появилась у нас станица.

Некрасову начальником штаба сухобузимского войска назначили. На ней – вся работа. Она и в казаки принимает, и форму заказывает, и отчеты пишет.

Станица прирастала новыми казаками, приходили люди, знающие и любящие свою культуру. Ольга Николаевна отмечает: ей с ними легко было, потому что все – ее бывшие ученики, всех знает.

Артамонова атаманом Енисейского казачьего войска выбрали, в Сухобузимском встал вопрос о новом главе. Центр рекомендовал Некрасову. У старых казаков паника – баба мужиками командовать будет! Никогда такого в России не было. Но смирились. Ольга Николаевна оказалась самым знающим и подходящим кандидатом на командирскую должность. И мужичками руководила умело, и документы отписывала споро.

– Старики до сих пор против меня выступают: баба с лампасами ходит (казачья форма не предполагает юбок, только брюки), – смеется атаман. – Но молодежь – за меня. Как само собой разумеющееся принимает. Так я, если что, и горячих нагайкой выписать могу!

Нагайка – главный атрибут казака. Это и подарок отличный от одного атамана другому (у Ольги Николаевны их уже не один десяток), и инструмент для наказания. Правда, Некрасовой ее еще ни разу применять не приходилось – слушаются ее казачки, примерные. Станица Сухобузимская в крае считается одной из лучших. Именно местная молодежь представляет Енисейское казачье войско на всероссийских и даже международных соревнованиях и казачьих слетах. Только с победами оттуда возвращается.

Все серьезно!

Для кого-то казачество – это игра, реконструкция, как принято сейчас называть. Но для сухобузимцев все серьезно. Местные парни не пьют и не курят, в церковь исправно ходят, спортом занимаются. А без этого никуда. В последние годы казаки взяли на себя обязательство порядок в деревнях района блюсти – каждую пятницу надевают форму, берут нагайки в руки и едут по селам пьяниц разгонять, внушение делать.

Вместе с сухобузимским женсоветом уже второй проект реализуют. Сначала выиграли грант и пролечили от алкоголизма женщин, нынче взялись за глав семей. Пригляд за ними установили: по весне учили огороды овощами засаживать, дом вести, за детишками ухаживать. А то ведь пьянка все полезные навыки у людей уничтожила. По крупицам возрождать приходится.

Сейчас в Сухобузимском новый проект закрутился – туристический. Опять же с казачьими семьями связанный. Да и на будущее у Ольги Николаевны планов громадье. Пять лет назад задумала она организовать на селе музейно-туристический комплекс «Суриковский посад» – с гостиничными домиками, ремесленными мастерскими и различными мероприятиями. Проект готов, осталось только инвесторов дождаться. 

Фото из архива Ольги Некрасовой

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории