В 1950 году в Красноярском крае жило более двух миллионов человек (2,09 млн), а к началу 1960-х регион вышел на одно из первых мест в СССР по темпам роста населения. Причина – масштабные стройки, на которые съезжались люди со всей страны.
Ровесники
Примечательно, что большинство ехало по доброй воле, хотя инерция расформированного ГУЛАГа давала о себе знать. Ехали из западных областей, не оправившихся от войны, из деревни, где вовсю чудил неуемный реформатор Хрущев; одни элементарно спасались от голода, другие стремились подзаработать, и все хотели перемен в жизни. Перемена по большому счету удалась. Можно заглянуть, например, в Дивногорск и встретить людей, которые приехали туда совсем молодыми, в нетронутую тайгу, а на пенсию вышли в городе, построенном собственными руками, и каждый из них гордится, что приложил руку к созданию эпохального сооружения – Красноярской ГЭС, крупнейшей в мире по тем временам. А таких «дивногорсков» в крае не один и не два, все они примерно одной биографии, одного возраста – родом из 1960-х годов.
Что нового
Вот лишь небольшой перечень перемен тех лет. В 1960-е годы началась реконструкция ведущих заводов Красноярска, которая шла параллельно с освоением высокотехнологичной продукции. В 1960 году заработал шинный завод, выпускавший покрышки для легковых автомобилей. За три года здесь освоили уникальную для СССР поточно-автоматическую линию для изготовления резиновых смесей, и предприятие начало выпускать шины для 25-тонных самосвалов. Продукция шла и на экспорт. Красмаш начал выпуск холодильников «Бирюса», которые, считай, с первых шагов начали завоевывать союзный и мировой рынок, став одной из самых известных краевых марок.
В 1965-м новые ткани шелкового комбината были отмечены медалями на ВДНХ СССР. В том же году комбайновый завод освоил выпуск комбайна СК-4, а потом – СКД-5 «Сибиряк». Суда Красноярского судостроительного завода, а также краны, бумага, медицинские препараты, пиломатериалы, телевизоры, холодильники, шифер – поставлялись во многие регионы СССР и в 31 зарубежную страну.
В Красноярске открыт автодорожный мост через Енисей, завершилась электрификация железной дороги. Открыто производство синтетических волокон и биохимических препаратов, радиозавод приступил к выпуску телевизоров. Заложена основа атомной промышленности в крае – построен собственный «атомград» Красноярск-26. Открыты технологический институт, госуниверситет, Институт физики АН СССР, который возглавил академик Киренский. В 1964 году в свое нынешнее здание переехала краевая научная библиотека им. В. И. Ленина, первый в своей истории спектакль показал Театр юного зрителя.
На улицы столицы края вышли троллейбусы, благоустроена набережная, построены типография, центральный универмаг…
Особая миссия
Но, пожалуй, самая масштабная перемена тех лет состояла в том, что Красноярскому краю предстояло стать одним из отечественных (значит, и мировых) центров цветной металлургии. К этому располагали сами «природные данные» территории: залежи бокситов, огромный энергетический потенциал. Четыре зарождающихся промышленных гиганта – Красноярская ГЭС, Ачинский глиноземный комбинат, алюминиевый и металлургический заводы – были по большому счету ровесниками, поскольку представляли собой основу металлургического комплекса, или, как теперь говорят, кластера. Прежде чем напомнить его историю, процитируем фрагмент из воспоминаний директора КраМЗа, Героя Социалистического Труда Александра Николаевича Кузнецова.
«Когда я приехал в 1966 году в Красноярск, тогдашний первый секретарь крайкома партии А. А. Кокарев спросил: «Ты сюда как приехал – по приказу или добровольно?» – «Вполне добровольно, – отвечаю, – более того, считаю для себя большой честью доверие возглавить столь крупное дело». Тогда руководство страны выдвигало задачу всемерно развивать районы Сибири и Дальнего Востока. Завод задумывался с расчетом удвоить мощности, существовавшие в стране по производству алюминиевого проката. Необходимо было удовлетворить все потребности не только заводов авиационной промышленности, но и предприятий других отраслей народного хозяйства, расположенных в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, во всех видах высококачественных изделий из алюминиевых сплавов. Но специфика и масштаб данного завода в том и заключались: его надо было строить и одновременно обеспечивать выпуск продукции. Мы должны были большую половину необходимого финансирования зарабатывать сами, поскольку денег для такого крупного строительства, как и теперь, в казне не хватало».
В начале
Основа закладывалась еще в середине 1950-х, когда Совет Министров СССР в целях развития отечественной алюминиевой промышленности принял решение о строительстве на базе Кия-Шалтырского месторождения нефелинов рудника и глиноземного комбината. Ачинский глиноземный должен был стать главным поставщиком сырья для алюминиевого завода в Красноярске, а также для аналогичных предприятий, которые проектировались в Братске, Иркутске, Новокузнецке.
Но прежде предстояло разработать месторождение нефелинов, создать всю инфраструктуру. Вот как описывает это журналист Владимир Зыков. «Кия-Шалтырский нефелиновый рудник геологи А. Прусевич и В. Вохмянин указали строить у черта на рогах. Высокогорье, густо поросшее пихтачом. Дорог никаких, только тропы. Первые строительные материалы доставлялись сюда вертолетами. Но за дело взялись споро и рьяно: одновременно вели автомобильную и железную дороги Ужур – Белогорск, сооружалась линия электропередачи. Строился поселок и рудник. Строить неимоверно трудно, всюду камень – без взрывчатки ни шагу!»
Строительство рудника и комбината заняло почти полтора десятилетия – первый глинозем был получен в 1970 году, а первым директором предприятия стал Георгий Петрович Ткаченко. В полном объеме мощности комбината были введены в 1972-м.
Через четыре года, после выхода правительственного постановления о начале строительства АГК, началось строительство алюминиевого завода в Красноярске, и уже в 1964 году был получен алюминий. В те же годы заработали первые агрегаты крупнейшей в мире гидроэлектростанции на Енисее, а во второй половине десятилетия выдал продукцию металлургический завод.
Таким образом, к началу 1970-х заработала металлургическая «связка» – Красноярская ГЭС, АГК, КрАЗ, КраМЗ.
Разумеется, со временем она значительно расширилась, но это уже история следующих десятилетий.
Чем это стало сегодня
Красноярский край вырабатывает около 6 % от общероссийского производства электроэнергии.
На базе Канско-Ачинского угольного бассейна создан топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) с мощнейшими в мире Березовскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Действующие разрезы бассейна (Бородинский, Назаровский, Березовский) ежегодно поставляют для нужд энергетиков около 55 млн тонн угля. Всего в крае производится более 30 тяжелых, легких, легирующих и редкоземельных металлов и элементов, наиболее важными из них считаются алюминий, никель, кобальт, медь, платина и золото.
Великий труженик
Руководил краем в этот период (1958–1969 годы) первый секретарь Красноярского краевого комитета КПСС Александр Акимович Кокарев.
При нем эффективно работала не только промышленность, получило высокий подъем сельское хозяйство. В селах вокруг Красноярска для обеспечения животноводческой продукцией горожан были созданы молочно-животноводческие комплексы, которые бесперебойно поставляли в торговые сети высококачественную продукцию в широком ассортименте.
При Кокареве на качественно новую основу была переведена служба быта на селе. Началось строительство быткомбинатов, комплексных приемных пунктов. Произошли огромные социальные и культурные изменения на селе.
До всего его руки доходили. Бывая на стройках, предприятиях, он непременно спрашивал, есть ли по соседству магазин, бытовые мастерские, столовая. Благодаря его усилиям появились 2357 мастерских, ателье, приемных пунктов. Объем бытовых услуг за VIII пятилетку увеличился в два раза.
Это был руководитель, пользующийся огромным авторитетом не только среди секретарей горкомов, райкомов, председателей райисполкомов, но и директоров предприятий, совхозов. Он постоянно общался с простым народом.
Это был великий труженик…