Экспедиция длиною в жизнь

О географе, ученом, первооткрывателе норильских месторождений, узнике ГУЛАГа

Экспедиция длиною в жизнь О географе, ученом, первооткрывателе норильских месторождений, узнике ГУЛАГа


Николай Николаевич Урванцев. Имя этого человека можно поставить в один ряд с именами таких исследователей Арктики, как Амундсен, Нансен, Шмидт, Визе. А между тем он был нашим современником, прожил долгую жизнь, богатую счастливыми и трагическими событиями. Был репрессирован, отбывал срок в Норильлаге, реабилитирован. Умер в Ленинграде относительно недавно, в 1985 году. Похоронен вместе с женой в Норильске – городе, одним из основателей которого являлся.

 Письма Амундсена

 Урванцев – личность выдающаяся, причем во многих областях – географии, топографии, геологии, гидрографии. Его именем названы улицы в Норильске и Советском районе Красноярска – в нашем городе он бывал не раз.

Смотришь старые фотографии, кадры черно-белой кинохроники, на которых запечатлен ученый, и удивляешься. Внешне – типичный городской интеллигент. Нелепая для северов инженерская фуражка с околышем, худощавое телосложение, круглые профессорские очки с толстыми линзами. Если не знать, кто он, то место такому – на университетской кафедре, в библиотеке среди пыльных фолиантов. Обманчивое впечатление. Этот интеллигент исходил ногами весь Таймыр и изъездил на собаках архипелаг Северная Земля – последнее «белое пятно» на карте планеты. Вот он на борту парохода «Георгий Седов», который везет их экспедицию к Северной Земле. Вот грузит тушу белого медведя в нарты. Вот близоруко щурится, глядя в геодезический прибор. Он умел завалить из винтовки белого медведя и разделать его, поставить чум в пургу, выжить в самый лютый холод. Характер Урванцева, по свидетельству знавших его, был непростой. Волевой, сильный, жесткий человек, он умел добиваться поставленной цели и требовал этого от других.

Уже в 30-х годах прошлого века Урванцев был настолько сложившимся крупным исследователем, что ни один значительный труд по природе Арктики, особенно включая Таймыр и Северную Землю, без ссылок на него не обходился.

Родился Урванцев 21 января 1893 года в городе Лукоянове в Нижегородской области в семье небогатого купца. В 1918 году окончил Томский технологический институт по специальности «горный инженер-геолог». Сибирский геологический комитет в 1919 году направил молодого специалиста на поиски каменного угля в низовья Енисея. Уголь был нужен для освоения Северного морского пути. В 1920 году Николай Урванцев нашел не только желанный уголь, но и редкие медно-никелевые руды, месторождение которых получило название Норильск-1.

В 1921 году, возвращаясь после очередной экспедиции с Пясины на Диксон, обнаружил потерянную почту Амундсена и его погибших спутников – Тессема и Кнутсена. За исследование Пясины Русское географическое общество наградило его медалью им. Пржевальского, а за находку почты Амундсена он получил от норвежского правительства именные золотые часы.

В 1926 году открыл богатое месторождение Норильск-2, в 1928 году изучал бассейн реки Хантайки, в следующем году – реку и озеро Таймыр.

В 1930–1932 годах в качестве научного руководителя Североземельской экспедиции вместе с другим знаменитым исследователем Арктики – Георгием Ушаковым, дал первое географическое описание и составил подробную карту неизвестного ранее архипелага Северная Земля.

 «Белое пятно»

 Это была героическая экспедиция. Она высадилась на маленький островок, которому исследователи позже дали имя Домашний. Здесь построили базовый лагерь и приступили к работам, выезжая на собачьих упряжках в длительные маршруты по неизвестным островам. За два года четыре человека (кроме Ушакова и Урванцева, в нее входили новоземельский охотник С. П. Журавлев и 18-летний радист В. В. Ходов) прошли исследовательскими маршрутами длиной пять тысяч километров вдоль берегов архипелага, заложили 17 астрономических пунктов и с достаточной точностью определили основные контуры Северной Земли. Нанесли на карту главные ее острова, имена которым дали в соответствии с веяниями того времени: Большевик, Октябрьской Революции, Комсомолец, Пионер, и десятки более мелких. Там же, на Домашнем, ожидая прихода судна, которое должно было увезти исследователей на материк, Урванцев в чистовом виде вычертил карту архипелага в двух проекциях: нормальной конической и прямолинейной меркаторской, применяемой при судовождении. И в 1932 году карта Арктики приобрела ее современный вид.

Помимо топографической съемки, были проведены разнообразные научные наблюдения, основная заслуга в которых принадлежит Урванцеву. Им получены первые сведения о геологии, климате, оледенении, гидрологии архипелага, установлены признаки присутствия ряда полезных ископаемых: меди, олова, железа, нефти и других. За участие в Североземельской экспедиции Урванцев был награжден орденом Ленина.

В последующие годы ученый работал главным консультантом Горно-геологического управления Главсевморпути, заместителем и исполняющим обязанности директора Арктического института в Ленинграде.

В 1933 году вместе с судами Первой Ленской экспедиции на пароходе «Правда» Урванцев зазимовал у островов Комсомольской Правды на северо-восточном Таймыре. Весной 1934 года от места зимовки совершил первый переход на автовездеходах вокруг северной оконечности Таймырского полуострова. А в августе 1934 года ледорез «Литке» освободил зимующие суда. Пароход «Правда» добрался до бухты Нордвик на восточном Таймыре, и здесь Урванцев развернул успешные работы по разведке местных нефтеносных площадей.

В 1935 году ему присвоили ученую степень доктора геолого-минералогических наук. Весной 1937 года на XVII Международном геологическом конгрессе, который проходил в нашей стране, труды Урванцева высоко оценила мировая общественность.

За первую половину своей жизни он открыл для Родины и топливо, и металл, и сушу, и часть Севморпути, принес ей международное признание.

 Ученый «зэка»

 И Родина «отблагодарила» его. В 1938 году по нелепому клеветническому обвинению Урванцев был арестован. Есть версия об истинной причине его ареста: якобы в 1919 году он отправился на Таймыр искать уголь не по заданию Сибгеологкома, откликнувшегося на соответствующее письмо Ленина, а по приказу адмирала Колчака, который в это время властвовал в Сибири. Слух этот до сих пор не подтвержден и не опровергнут. Сам Урванцев от разговоров на эту тему уходил.

Осудили его на 15 лет за «вредительство и соучастие в контрреволюционной деятельности». Сослали на знакомый до боли в обмороженных пальцах Таймыр, в Норильлаг. В заключении Урванцеву «повезло». В годы войны ГУЛАГу понадобился план, а значит, и специалисты высокой квалификации. В поисках новых месторождений ученому «зэка» даже позволяли уходить в длительные походы, например, по реке Пясине и до шхер Минина на берегах Карского моря. В 1945 году он был освобожден досрочно – «за ударный труд». Его назначили начальником геологического управления и главным геологом Норильского комбината.

В Норильске Урванцев написал ряд научных работ о медно-никелевых, железных рудах, каменных углях, каменной соли и других полезных ископаемых.

В 1954 году Урванцев был полностью реабилитирован и получил возможность вернуться в Ленинград. За научные достижения, вклад в географию Севера, а также за стойкость и мужество Русское географическое общество в 1958 году удостоило его редкой награды – Большой золотой медали. Он восстановился в Институте геологии Арктики, где продолжил научную и преподавательскую работу. В 1961 году получил звание профессора.

В память о выдающемся полярнике и ученом еще при его жизни палеонтологи назвали его именем ископаемый вид из ветви бесчелюстных организмов, геологи описали минерал урванцевит – соединение палладия, висмута и свинца в медно-никелевых рудах Норильского района. На карте Арктики гидрограф Троицкий в 1956 году обозначил бухту и мыс Урванцева на острове Олений, в шхерах Минина в Карском море. В 1961 году советские полярники именем Урванцева назвали приметную скалу среди вечных льдов Земли Королевы Мод в Южном полушарии в Антарктике.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного