В Ачинске проходит общественное обсуждение – какого бы вы думали вопроса? Туристического паспорта города. Тем, кто хоть раз был в Ачинске, такая новость могла бы показаться абсурдной, поскольку главная достопримечательность Ачинска, каждый знает, – уходящие за горизонт шламовые поля.
С открытыми глазами
Но даже беглый взгляд на документ, выставленный на всеобщее обсуждение, заставит поумерить скептицизм. В нем содержится семь (!) туристических маршрутов по Ачинску, представляющих город в разные исторические эпохи, и сведения об объектах «туристического притяжения», а таковых, как с удивлением обнаружили сами ачинцы, не так уж мало – по меньшей мере 50. В числе наиболее интересных для туристов объектов значатся Айдашинская пещера, собор Казанской Божией Матери, часовня Святого Даниила Ачинского, гимназический храм Святого Георгия Победоносца в стенах Ачинской православной гимназии, краеведческий музей им. Д. С. Каргаполова и, разумеется, объекты промышленного туризма – глиноземный комбинат с теми самыми шламовыми полями и нефтеперерабатывающий завод. Здесь же собраны сведения о крупных культурных и спортивных мероприятиях, которые также могут быть интересны туристам, – турнир по спортивным бальным танцам на Кубок главы города, арт-проект «Ачинский Арбат», фестиваль камерной музыки «Айдашинская лира».
Знаете ли вы, что в Ачинске можно посетить места, связанные с пребыванием святого праведного Даниила Ачинского, ознакомиться с месяцесловом Феодора Кузьмича, с документами и личными вещами И. В. Сталина, послушать немецкий полифон с 19 оригинальными пластинками, посмотреть на малую родину народной артистки СССР М. А. Ладыниной? Это я про Ачинск говорю, не про традиционно туристический Минусинск и тем более Енисейск.
Удивительно, как при внимательном взгляде под правильным углом самые обычные вещи обретают ореол притягательности.
Ачинск, разумеется, не единственная такая точка в крае. Минкульт, который реализует таким образом заявленную стратегию развития туризма, действует повсеместно. В итоге на карту края предполагается, образно говоря, нанести туристический слой – уникальные маршруты и объекты. Если сеть окажется плотной, а маршруты привлекательными, – что мешает извлечь вполне практическую пользу из уже имеющихся у нас культурных пластов? Если даже заброшенную и совсем не туристическую, мертвую Припять, расположенную в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, оказалось возможным превратить в продаваемый туристический маршрут? Одни только наши бренды – «сибирская зима», «тайга», «Енисей», «вечная мерзлота», «моржи» – чего стоят. Не слишком ли скептически мы относимся к своим возможностям, если в руках у нас фактически полуфабрикаты для создания уникального туристического продукта, сформированные природой и прежними поколениями?
Занесло?
Недавно, в течение буквально пары недель, получил подряд несколько сообщений от родителей. Одни писали о школе, другие – о поликлинике. Но в общем одно и то же.
Вот про школу: «Наш лицей превратился в какую-то сплошную внеклассную работу. Дети вместо домашних заданий все время строчат какие-то доклады, презентации, все время участвуют в каких-то мероприятиях, платных к тому же, ради которых зачастую отменяются уроки. А потом – двойки и тройки».
Связи между мероприятиями и двойками я на самом деле не усматриваю. Но проблема безудержной внеклассной активности точно есть. Моя дочь, например, все время пишет «пробники» – тесты, аналогичные выпускным экзаменам. Вместо того чтобы сообщать детям компетенции, учить их решать любые задачи в любых условиях, учителя фактически натаскивают для решения типовых тестовых задач. И – да, в ущерб урокам. Родители видят в этом перекос, который связывают с введением в школах дифференцированной оплаты труда учителей. Вот еще цитата: «Каждому педагогу начисляются дополнительные баллы за внеклассные, внешкольные мероприятия, олимпиады и так далее. Что происходит в итоге? Учителя сконцентрировались на сборе этих баллов, а собственно учеба, за которую полагается только стабильный оклад, отошла на второй план!»
Я, погруженный в систему, готов с родителями поспорить: государственные образовательные стандарты никто не отменял, они, собственно, и являются для педагогов главным ориентиром, обойти который невозможно даже технически. Но «золотая лихорадка» погони за баллами действительно есть. Страдают от этого, наверное, не столько даже дети (никто пока от перегрузки при подготовке презентации или от участия в олимпиаде в больницу не слег), сколько сами учителя: в конкуренции за свою долю в премиальном фонде школы они зачастую действительно находятся в состоянии постоянного перенапряжения, что уже само по себе косвенная, но вполне реальная угроза качеству образования.
В письмах о поликлиниках – те же вилы, только в профиль. Врачи, по мнению авторов писем, сконцентрированы не на осмотре пациента, а на оформлении бумаги, которая этот осмотр фиксирует, поскольку в случае с врачами, цитирую, «им платят за бумажку, а не за качество работы с пациентом». Проблема тоже не такая уж надуманная. Чтобы просто забрать анализ у врача (кровь на гемоглобин сдавал), я должен взять талон – иначе прием ему не зачтется. Если, даже в отсутствие очереди, загляну в кабинет просто так (еще раз подчеркиваю: мне не консультация нужна, а бумажка с анализом, которую просто по регламенту отдают врачу, а не сразу мне на руки), врач обязательно отправит меня за талоном – я приходил, он со мной разговаривал, значит, должна быть бумажка. Но на качество разговора с врачом наличие или отсутствие талона в моем случае никогда не влияло.
Наверное, система в части бюрократии несовершенна, наверное, надо что-то и дальше менять. Наверное, привычка все регламенты облекать в форму бумажной отчетности нас слегка притормаживает. Но сам факт, во-первых, упорядочения траты фонда оплат труда, во-вторых, введения стимулирующих надбавок – очевидно дает эффект. Да, конкретные школы и поликлиники на поворотах слегка заносит, но общего движения вперед это точно не отменяет.
В СЕТИ
Героизация
На этот раз в качестве примера приведу нетипичный для недели, но зацепивший тренд, – чтобы доказать не читающим Интернет в массовом порядке, что бывает там и такое. Автор поста предложил задуматься о перспективах празднования 9 Мая. Вопрос не праздный: ветеранов привлекать к массовым мероприятиям все труднее – остались немногие, те, кто остался, – в годах, и лишний раз заставлять их выступать перед аудиторией, участвовать в парадах нельзя. Как же тогда, на чьих примерах воспитывать молодых? Да и праздник как таковой в отсутствие собственно виновников торжества – тоже неполный какой-то.
И предложил автор вот что: давайте поместим День Победы в исторический контекст, на хронологическую «ленту времени» – и тогда получится, что наглядно, на одной прямой оказались и витязи Ледового побоища, и воины Куликовской битвы, и солдаты Петра, и герои русско-турецких войн, и солдаты Отечественной и Великой Отечественной, и, в продолжение этой логики, современные воины. Современный солдат в этом смысле наглядно становится наследником побед, генетическим носителем героизма. Кто же из молодых людей откажется примерить на себя мундир героя, то есть пойти и послужить в армии? – задается вопросом автор. Воля ваша, но, мне кажется, логика в этом есть.
Фото: vk.com/nashach