Елена Качкалова: «Эта сцена – намоленное место»

Елена Качкалова: «Эта сцена – намоленное место»
Фото: пресс-служба Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина

Елена КАЧКАЛОВА, одна из знаковых актрис Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, на сцене которого она работает уже более тридцати лет, представлена к званию «Заслуженный артист Красноярского края». Однако этот разговор не столько об этапах большого пути, сколько монолог на вечную тему «откуда берутся артисты» и о некоторых тайнах профессии…

– Елена Николаевна, первый вопрос традиционный – как все начиналось?

– Я родилась в Томске, а потом мы переехали в Красноярский край, в закрытый город. Ты живешь там, куда ведет одна дорога, по которой въезжаешь и выезжаешь. Мир закрыт, как шар. Но еще в детстве было желание увидеть, что там, по ту сторону. Поэтому после окончания школы я опять переехала в Томск и поступила на филологический факультет университета. По идее, могла бы стать научным работником. Но то, что я хотела на самом деле стать актрисой, было изначально понятно для меня.

– Поясните. Хотели стать актрисой и поэтому поступили на филфак?

– В университет я пришла от любви к литературе, но с детства чувствовала себя актрисой – именно так и было. Только я боялась ехать поступать в Москву, в Ленинград или в другие крупные города. Театр был на первом месте, а литература чем-то сопутствующим. Я очень любила поэзию, знала большое количество стихов. В восьмом классе записала на магнитофон цикл стихотворений и послала их Товстоногову в БДТ, чтобы он их прослушал и взял меня в свой театр. Только вот адреса я не знала и написала на посылке: Ленинград, Товстоногову.

– На деревню дедушке Константину Макарычу…

– Приблизительно так. Однако, на мое счастье, в Томск всегда приезжали очень хорошие театры – московские, ярославские… Когда я оканчивала первый курс, приехали в Томск делать набор студентов ГИТИС и МХАТ. Правда, узнала я об этом слишком поздно, не успела даже в последний вагон запрыгнуть. Однако свершилось чудо – вслед за ними и с той же целью приехал Ярославский драматический театр имени Волкова, старейший в России. Туда я уже не опоздала, прошла три этапа отбора, и девять человек, в том числе меня, отвезли в Ярославль, где главный режиссер волковского театра набирал курс для театрального института – он был ведущим педагогом на курсе. Семеро из девяти привезенных сибиряков поступили. И я в том числе. А через три года моего обучения наш руководитель Глеб Борисович Дроздов уехал в Тольятти, где ему предоставили театр, жилье для актеров. Он взял с собой часть труппы и нескольких студентов. Так что оставшееся время учебы мы, студенты, играли спектакли в тольяттинском театре и ездили в Ярославль сдавать экзамены. В этом театре я проработала недолго, около трех лет. Поскольку были мы тогда в весьма нежном возрасте, то все сказки, все романтические герои были на нас. Играли много. А потом я приехала в Красноярск.

– Пригласили?

– Да. Так получилось, что директор пушкинского театра Игорь Яковлевич Бейлин был в Москве – там мы встретились, и он меня пригласил. Тогда ставили сказку «Снежная королева», искали Герду – и по счастливому случаю нашли меня. Главным режиссером театра был Сергей Дмитриевич Черкасский, я участвовала в его постановках «Императорский театр», «Мера за меру» и многих других… Это было тридцать лет назад – достаточный срок, чтобы увидеть разные этапы развития театра, разные поколения актеров и режиссеров.

– Тридцать лет на одной сцене дают осознание того, что это ваш настоящий дом и ничего другого уже не надо?

– В эту сцену я влюблена. Мы много гастролировали, играли в разных театрах, но только красноярская сцена – и до реконструкции, и после нее – дает какое-то колоссальное ощущение, которое я до сих пор не могу объяснить. Может быть, это намоленное место… Но замечаю, что та же любовь к этой сцене возникает у всех актеров, которые сюда приезжают.

– Человеку со стороны непонятна одна вещь. Актер может перевоплотиться в персонажа, но когда перевоплощения происходят с огромной частотой и в огромном количестве – это трудно представить. Как вообще такое возможно?

– Кому-то это легко дается, кому-то не очень. Но суть вот в чем. Актер на какое-то время должен открыть «дверцу» и запустить в себя другого человека – ту роль, которую ему дали, – начинать двигаться, говорить и, наконец, думать как он. Когда ты этого другого в себя запускаешь, у тебя с ним могут разные вещи происходить, но так или иначе вы сближаетесь. Чем глубже персонаж в тебя проникает, тем интереснее может получиться итог, то есть спектакль. А потом наступает последний этап: вы с этим «другим» закончили репетиции, отыграли премьеру, сделали общее дело – и он уходит. Иногда после его ухода даже возникает некоторое опустошение. Но ты уже начинаешь искать следующего «другого».

– Среди множества ролей есть та, которая имеет особую значимость для вас?

– По крайней мере, я не чувствую, чтобы какая-то роль меня преследовала, или мне хотелось бы что-то вернуть. Это уже ушло, и ты не войдешь в ту же воду, не договоришь то, чего не сказал раньше. Но мне кажется, у меня наступает сейчас такой период, когда мне, возможно, захочется что-то вернуть из прошлого, но уже с другим осознанием. Кроме того, в карьере каждой актрисы есть разные этапы – от девушки к женщине и так далее… Недавно в «Капитанской дочке» я сыграла Василису Егоровну, жену капитана Миронова, и это была моя первая проба такого возраста.

– Говорят, что матерый профессионализм начинается, когда к новой работе подходишь без страха и даже особого волнения?

– Нет! Каждый раз, когда начинаешь новую роль, встречаешься с новым режиссером, он вычищает из тебя что-то ненужное, а что-то растит в тебе. Это встряска, и никаким матерым профессионализмом от нее не спасешься. Может быть, с опытом уходит страх перед новой работой, но волнение остается. Страх перед выходом на сцену, причем очень глубокий, я испытала в юности, когда работала в Тольятти… Была премьера спектакля «Звезды на утреннем небе», я там играла Марию, девушку с непростой судьбой. Помню, стою за кулисами перед выходом, от страха по стенке стекаю и думаю – вот сейчас выйду, отыграю и уйду из театра, чтобы еще раз не пережить этот ужас. Конечно, теперь такого уже нет – за столько лет работы выработалась некая самозащита. И сейчас перед каждой премьерой есть волнение, но оно уже какое-то другое. Хочется сделать все так, чтобы от этого у всех было ощущение счастья.

– В последние годы у вас была серия ярких ролей в спектаклях «Бесприданница», «Жди и я», «Капитанская дочка», «А сверху все видно»… Для вас какая из этих работ наиболее значима?

– Эти постановки настолько разные, что трудно что-то выделить.

Например, мне было очень интересно работать в «Бесприданнице», где я сыграла Хариту Игнатьевну Огудалову. Я просмотрела множество вариантов пьесы Островского. К примеру, в одном варианте эта героиня была как Кабаниха, властная до жестокости, в другом спектакле роль Огудаловой исполнял мужчина и вступал в бой с Паратовым… Мы сделали этот персонаж куда более элегантным, скорее классическую его версию. В спектакле «Жди и я» мне выпало петь ту же песню, которую исполняла Людмила Гурченко, а сделала она это гениально. Конечно, я спела по-своему…

– Принято считать, что актеров тянет на чужое амплуа. Мэрилин Монро мечтала сыграть Офелию, комик грезит о Гамлете. Это так?

– Как раз такое со мной и случилось в «Отдельном театре» Андрея Пашнина. Никогда не думала, что я с моим сильным драматическим началом могу стать комедийной актрисой. Но вот – стала. И теперь не знаю, как раньше без этого жила.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 апреля 2024
Всегда там, где нужны
Активность, неравнодушие, взаимопомощь – залог долгой и счастливой жизни. В этом убеждены люди старшего поколения, «серебряного» возраста, живущие в Канском
Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.