Елена Камбурова: «В песне должна быть мелодия, дающая крылья стихам»

Разговор о культуре, нравственности и животных

Елена Камбурова: «В песне должна быть мелодия, дающая крылья стихам» Разговор о культуре, нравственности и животных

Впервые голос Елены Камбуровой я услышала в ранней молодости. Тогда в красноярском Академгородке на кухнях студенческих общежитий и академических квартир собирались творчески чувствующие люди. Слушали Высоцкого, созерцали слайды картин только прорвавшегося в Россию Сальвадора Дали.

Кто принес на нашу «кухню» бобины с записями Камбуровой, уже и не вспомню. Может быть, художник Михаил Молибог – ярый поклонник певицы, в мастерской которого мы иногда обитали. Впечатление, полученное от того первого прослушивания, от ее голоса с небольшой шепотцой и интимностью, оказалось настолько потрясающим, что влюбилась я в Камбурову на всю жизнь.

Сегодня ей за 70, но она не потеряла своей энергетики, которая заставляет полный зал с трепетом внимать песням два часа подряд. Ее называют русской Эдит Пиаф и объединяющей силой русской интеллигенции, а еще – ученицей Цецилии Мансуровой и певицей Булата Окуджавы. Именно его песни и стали основными в недавнем концерте Елены Камбуровой в Красноярске. С него и начался наш разговор в гримерке Большого концертного зала.

Подписываюсь под каждым словом

Камбурова2– Весь концерт в Красноярске вы посвятили Булату Окуджаве. Почему? Ведь в афише заявлены были совершенно другие песни.

– Так совпало, что в Нижнем Тагиле проходил фестиваль, посвященный 90-летию Булата Окуджавы. Весь этот вечер принадлежал Булату, были только маленькие вставки других песен, а остальное – Булат. И рикошетом захотелось продолжить его в Новосибирске и Красноярске. Пела, конечно, и другие песни, но Булат – основной. Это имя для меня свято.

– И ваша карьера певицы начиналась с бардовских песен?

– По счастью, творчество Булата Окуджавы появилось в моей жизни очень рано, когда еще не была загрязнена моя музыкально-песенная память. И я влюбилась в его произведения, равно как и в песни Новеллы Матвеевой. А потом уже появились другие мои авторы – Владимир Дашкевич, Лариса Крицкая. Позже всех пришел Высоцкий, и теперь у меня целая программа из его песен. Булат такой автор, которого нельзя формально петь, это невозможно. Булат – это школа, это воспитание, он оградил меня от пошлости раз и навсегда. Это не просто песни, это система координат. В каждой – какое-то послание и даже заповедь. Чем больше времени я их пою, тем больше они меня спасают, как может спасти природа или молитва. Чем больше времени проходит, тем больше и больше у меня желание его петь. Ни одну его песню не могу назвать не моей, хотя у Высоцкого такие встречаются. А здесь – все мое, вплоть до цикла «Буратино» (хочу сделать по нему небольшой спектаклик в своем театре).

– Как выбираете песни, как чувствуете, что они ваши?

– Кожей чувствую. Знаете, как говорят: «Узнайте их по плодам их». Главное – что несет песня. Развлекательной в концерте может быть только одна песенка, как у меня про Петра Павловича («Петр Палыч и Анна Димитрна» Юлия Кима. – Ред.). Да и то смысл у нее – будь здоров! Если песня не вызывает волнения, то мне она неинтересна. Сначала я сама волнуюсь. Первый раз слушаю – она меня завораживает, и мне хочется ею поделиться. Выхожу с песней и считаю, что это великая школа и для меня, и для моих зрителей. Я вечный школяр своих песен, потому что в них заложены нравственные координаты – как надо жить. Мои песни ведут меня всю жизнь. Я робкий человек, но они учат меня быть бесстрашной. Любовь бесстрашна.

– А что пытаетесь сказать слушателям со сцены?

– Сначала сказал Булат Окуджава, я его просто цитирую. Как он говорил, что надо подписываться под всем, что сказал Пушкин, так и я подписываюсь под тем, что сказал Булат Окуджава.

Судьба одарила меня многими встречами с Булатом. Самая первая была в Ленинграде. Меня повез к нему знакомиться композитор Кирилл Акимов, первым решившийся аранжировать песню «Ленька Королев». Меня так порадовало, что ни аранжировка, ни мое юношеское исполнение песни ничуть не смутили автора, а скорее наоборот. Из того вечера больше всего запомнилась детская кроватка, где уютно спал недавно родившийся сын Булата и Оли – Буля.

Хорошо помню, как ходила к ним в гости на квартиру около метро «Речной вокзал». Подросший малыш Буля бегал по коридорчику и был очень похож на маленького Пушкина. Однажды после просмотра на «Мосфильме» картины Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша» мы с моей подругой Аней Кудрявцевой, проговорив всю ночь об этом фильме, о Булате, наутро побежали к Окуджавам, напевая «Капли датского короля».

В это время ему не работалось, и Булат целыми днями наклеивал газеты на деревянную основу, добиваясь ее выпуклости. Потом на газетно-деревянную основу наклеивал репродукцию и сверху покрывал лаком. Получались отличные поделки, которые он развешивал на стены. Я тоже потом этим заразилась…

Вспоминаю, как пришла в дом на Безбожном. Булат только что написал песню «Музыкант» («Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел…»), с большим удовольствием пел ее и никак не мог остановиться. Куплет следовал за куплетом. За инструментом сидел Буля. Мелодия еще выверялась. А мы с Олей слушали. Никогда я не видела Булата в таком восхитительно прекрасном расположении духа…

Отряд сопротивления массовой культуре

– Ваше творчество, так скажем, не для всех. Не обидно, что поп-музыка занимает большее место в нашей песенной культуре?

– Не за себя, за державу обидно. Если бы у нас была другая система воспитания, то и музыка Окуджавы была бы для всех. Это не так сложно, это не высшая математика, и язык очень демократичный. У Мандельштама или у Цветаевой есть завуалированные образы, но в моих программах нет сложных стихов. Булат, например, очень демократичен. Грустно от того, что существует огромное число потенциальных слушателей этих песен, но они не подготовлены, они не знают этих произведений.

– Кто же должен заниматься подготовкой «качественного» слушателя?

– Радио и телевидение. В этом году Булату Окуджаве 90 лет, вы что-нибудь видели о нем на центральных каналах телевидения? Нет. Это знак: нравственный климат сегодня изменился. Хотя люди не виноваты в том, что воспитывают их на другом. И я тоже, когда первый раз услышала по радио «Надежды ма-а-аленький оркестрик под управлением любви», не поняла, про что это. Над песней надо произвести внутреннюю работу, чтобы быть готовым к ней.

Камбурова– Зритель, слушатель сильно изменился в последние годы?

– Остались дети и внуки тех, кто меня слушал раньше. В городах, где я бываю чаще, их больше. Например, в Питере собирается полный зал. В Красноярске – тоже, хотя у вас я не была очень давно. Наша связь с вашим городом практически прервалась, меня начали забывать. Хотя были красноярцы – мои друзья, которые ездили за мной в другие города, не пропускали ни одного концерта. Такими, например, были художник Миша Молибог и журналист Валера Кузнецов. К сожалению, их уже нет на нашей земле. Естественно, меняется зритель. Но эта разница была бы менее ощутимой, если бы общий нравственный климат в России был другой. Тут я уже не в состоянии что-то изменить.

– Тем не менее сейчас наверняка легче работать «интеллектуальным» певцам. Ведь раньше приходилось подстраиваться под систему, петь, что скажут.

– Никогда не пела песни, которые мне не нравились. Ни одной! Пытались на меня повлиять, уговаривали: «Надо спеть что-то понятное зрителю, чтобы песни легко воспринимались». Но для меня это невозможно. Была серьезная цензура, но и зритель был очень мощный. У тех, кто стоял тогда у руля культуры, прекрасные песни Окуджавы вызывали негативные реакции. И приходилось исполнять их нелегально. Иногда имена авторов назывались другие.

А работать сейчас гораздо труднее. Раньше не нужно было перемалывать аудиторию. Представьте себе: я приезжала в город и работала на одной площадке 4-5 концертов. А зрители были одни и те же – студенты, инженеры. Это о чем-то говорит!

Массовая культура сделала свое довольно серьезное дело. Урон, нанесенный морально-нравственной культуре, не сравним ни с чем. Отдельно стоит классическая музыка – у нее свой слушатель. А в жанре песни просто сделали степь из поля. Это очень грустно. Потому мы – я и мне подобные, наш театр музыки и поэзии в Москве – считаем себя отрядом сопротивления. Ведь нормой должна стать именно такая песня, в которой есть мысль, мелодия, дающая крылья стихам. И исполнение – максимально выразительное.

Все остальное может быть, но в других дозах, и не должно настолько поддерживаться финансово. У нас же все наоборот. Это все равно что стоять у большой красивой реки и видеть, как в нее бросают мусор, отбросы.

То, чем сейчас озвучена Россия и многие другие страны – агрессивная музыка, патологические децибелы, дебильные тексты, – для меня это сумасшедший дом, пустота. А о ней пишут в панегирических тонах. Почему, для чего? Иногда мне кажется, что построен и бесперебойно действует некий завод по выколачиванию денег из тех, кого с детства готовят к этому безумству. Атрофируются слух, зрение. А настоящее, высокое они не могут расслышать. «Духовные кастраты», – говорил о подобных Лорка, когда у них, в Испании, только начинался фашизм. Мне больно смотреть на беснующиеся толпы фанатов этого суррогатного, истеричного, агрессивного искусства. Есть от чего прийти в отчаяние…

Что тебя впечатляет, тем ты и являешься

– Вы не из музыкальной семьи – отец инженер, мать врач, – откуда голос взялся?

– Внутренний голос у каждого человека есть. Кто-то его слышит, а кто-то нет. Я услышала. Правда, мне тогда казалось, что я должна стать драматической актрисой (но и в песнях я не могу не быть актрисой). И даже поступала в Щукинское училище в Москве. А потом случай сыграл свою роль.

– Этот «случай» – встреча с драматической актрисой Цецилией Мансуровой?

– Цецилия Львовна Мансурова, Фаина Раневская, Леонид Енгибаров, Ролан Быков, Микаэл Таривердиев и, наконец, Булат Окуджава. Они все – будь здоровчик на меня повлияли. Жизнь человеческая состоит из впечатлений. Что тебя впечатляет, тем ты и являешься. Например, впечатляет тебя кулачный бой и ничего другого, значит, ты всю жизнь так и будешь драться. А меня другие вещи впечатляют.

– Когда вы поступали в «Щуку», вам сказали, что подражаете Мансуровой. Позже стали называть русской Эдит Пиаф…

Камбурова4– Эдит Пиаф – наверное, по драматизму. Она действительно гениальная певица, голос совершенно неповторимый. Но, знаете, когда я впервые, совсем юной, услышала ее голос, посчитала его настолько необычным, что он показался мне смешным. И я смеялась: это что за голос такой?! А на самом деле мне ни на кого не хотелось быть похожей. Я могла восторгаться и восторгаюсь гениальными певцами и актерами. Но подражать – нет.

Когда я приехала из Киева, бросив институт легкой промышленности, поступать в Щукинское училище, меня не приняли и сказали, что я подражаю Мансуровой. Ко мне подошла студентка Щепкинского училища и дала адрес Цецилии Львовны: «Она должна тебя послушать». Я тогда смелее была – отношусь к тем людям, которые на сцене одно, а в жизни другое, в жизни я тихо держусь. А Цецилия Львовна была человеком, который кипел все время – и на сцене, и вне театра… Так вот, я пришла к ее дому и встретила актрису, выходящую из подъезда. Что-то я прочитала ей прямо на улице, что-то – когда вошла в ее квартиру.

Мансурова сразу расположилась ко мне и рекомендовала меня в Щепкинское училище, но в тот год брали высоких, очень красивых, не зажатых. Зато у меня появилась возможность бывать дома у Мансуровой: я осталась в Москве, в Киев не вернулась. Встреча с Мансуровой дала мне надолго запас мужества. Оно потребовалось мне сразу же, в первый мой московский год, труднейший год в моей жизни. Я разузнала, что самый лучший в Москве коллектив художественного слова – это студия при клубе медработников на Герцена (там сейчас театр «Геликон-опера») и что Нина Адамовна Буйван, бывшая актриса МХАТа, ведет набор в студию.

Звездой нашего коллектива был Саша Калягин. А я с удовольствием выступала в амплуа травести, хотя и считала себя трагической актрисой. Калягин сказал: «Лена, тебе нужно петь». Он был первым, кто сказал мне это.

Игры голоса

– Как вам удается сразу после низкого «Иноходца» переходить на высокий «Дождик осенний»? Голосовые связки не жалуются?

– Голосовые связки – это явление природы, а мы – сосуд для них. С одной стороны, надо беречь голос, а с другой… Один педагог мне говорил: «Вы потому так долго и сохраняете голос, что поете на разных позициях». Конечно, рискованно скакать то вверх, то вниз, но мои связки постепенно к этому приучились. Это живые два ученика – даешь им задание, и они пытаются выполнить. Мускулы постепенно укрепляются. Еще 20 лет назад я не смога бы так спеть. Для меня и в театре голос актера имеет огромное значение. К сожалению, сегодня это абсолютно обесценилось. Ведь раньше у всех трагиков были удивительные голоса! Голос – это же такая мистическая штука.

– Бестембровое пение – ваше изобретение?

– Да. Я называю его «тень звука», оно дорогого для меня стоит. Многих певиц как бы филармонического плана, исполняющих романсы или какие-нибудь баллады, я просто не могу воспринимать: у них нет интонационного тонкого языка. Это не значит, что я не люблю голосовое пение. Я только говорю о тех красках, которые были наработаны мною за долгие годы, – их подсказали мне сами песни. Этому меня никто не учил, я сама себя научила.

– А подготовка к концерту занимает много времени?

– К концерту я готовлюсь с утра. Так получается, что в дни концертов другой жизни нет. В Красноярске разве что вышла на улицу, чтобы полюбоваться на удивительное цветение. Я завидую людям, которые легко проживают день. У меня такого нет.

– И на сцене выкладываетесь по полной…

– Потому что я люблю эти песни. А когда любишь, по-другому не можешь. Совершенно невозможно формально работать.

Меня называли тогда «дизез» – по-французски это значит «рассказчица». Когда я оканчивала второй курс циркового училища, наш педагог предложила мне прочитать «Нунчу» из горьковских «Сказок об Италии». Я поехала куда-то с коллективом радиостанции «Юность» и прочитала «Нунчу», радийщики решили, что ее надо непременно записать.

Как-то прихожу на радио, а мне дают письмо от Фаины Георгиевны Раневской, начинавшееся с фразы: «Никогда не писала на радио…». Письмо было с самыми высокими словами. Для меня услышать, прочитать их было абсолютным счастьем. Но поначалу до меня так медленно доходили похвалы из письма Раневской, все происходящее казалось нереальным, похожим на чей-то розыгрыш. Мне даже в голову не пришло позвонить ей, спросить, действительно ли она это написала, поблагодарить. Но все-таки судьбе или случаю было угодно, чтобы мы встретились. Появился один человек и говорит: «Я еду сегодня к Раневской. Хочешь посмотреть, как она живет?

Раневская обычно говорила: «Я страшна в гневе». И нас она встретила без всяких любезностей. Первое тепло пошло, когда она спросила моего спутника: «А это кто?» Я назвалась и, в свою очередь, спросила, писала ли она письмо о моей «Нунче» на радио. Настроение Раневской переменилось на 180 градусов: «Деточка, как хорошо, что Вы не фифа». И еще: «Запомните: я вас благословляю». А когда мы уходили, Раневская сказала: «У в ас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос. Скромность».

Я, наверное, больше не пришла бы к ней: благословила – и все. Но надо было подписывать какое-то письмо. Я взялась отнести его на Южинский переулок. Фаина Георгиевна сказала мне: «Приходите…».

Фаина Георгиевна очень по-доброму относилась ко мне. Очень жалею, что у меня не было возможности часто бывать у нее.

В преддверии 1984 года, оказавшегося последним в жизни Фаины Георгиевны, я пришла к ней домой, чтобы встретить праздник вместе. Она лежала, чувствовала себя очень слабой. Так уж сложилось, что ни одно наше свидание, ни одна беседа не обходились без слова Пушкина. И на этот раз Раневская попросила почитать что-то из Пушкина. В двенадцатом часу она закрыла глаза. И уснула».

За братьев наших меньших

– Вы инициировали принятие закона о защите животных. Больно смотреть, как обижают братьев наших меньших?

– К сожалению, я плохо защищаю животных. Слишком большое сопротивление. И такое мощное. Все замешано на воровстве, берут даже у зверей. Я люблю животных. И считаю, что закон – это лакмусовая бумажка для страны в части определения нравственного климата. Ведь милосердие и сострадание – это основа человеческого бытия. А она попрана в России.

– Именно по вашей инициативе в Москве недалеко от станции «Менделеевская» установлен памятник убитой бездомной собаке.

– Да. Пес получился симпатичный. И по тому, как блестит его лобик, видно, что мало кто из детей проходит мимо, не погладив его. Дети приносят туда конфеты, цветы. Я считаю, этот памятник имеет огромное воспитательное значение. Я с детства жалела животных. Но не всем это дано. Детей надо с яслей учить уважительному отношению к братьям нашим меньшим. Особенно к тем, кто без человека жить не может – кошкам и собакам.

Досье

Камбурова3Елена Камбурова родилась в 1940 г. в Новокузнецке. Детство прошло на Украине, в городе Хмельницком, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. В юности мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. Но поступила в Киевский институт легкой промышленности. Через два года ушла и приехала в Москву поступать в театральное училище имени Б. В. Щукина. Не поступила, а на следующий год пошла в Государственное училище циркового искусства, на отделение эстрады.

Высшее образование получила позднее, окончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа имени Луначарского. Однажды преподаватель училища Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой.

Имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции 1970-80-х годов, а ее концерты – глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой.

Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Ее пение – это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация.

В 1992 году создала Театр Музыки и Поэзии.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности