«До 400-летия Енисейска осталось совсем мало времени, а реставрация у нас в городе практически не ведется. Объекты стоят замороженные. Тревожно нам: не успеют строители закончить реставрацию старинных зданий. Что же мы туристам станем показывать? Да и другой такой возможности отремонтировать город больше не будет. Енисейск – город маленький, где взять миллиарды рублей на восстановление инфраструктуры?»
С таким письмом в редакцию газеты «Наш Красноярский край» обратились жители Енисейска.
Работы начнутся завтра
Долгосрочная целевая программа «Подготовка к 400-летию города Енисейска» началась в 2013 году. За счет краевого и федерального бюджета планировалось отреставрировать 22 объекта культурного наследия. По информации министерства строительства и ЖКХ, на сегодняшний день работы завершены на 14 объектах, на шести – еще ведутся. На двух зданиях планируется начать реставрацию.
В краевом минстрое нам пояснили: в марте на двух объектах – «Церковь Иверской Богоматери, 1871–1872 годы», улица Ленина, 20, и «Богоявленский собор, 1738–1750 годы», переулок Пожарный, 1, были приостановлены работы в связи с заменой подрядчика. В мае они были возобновлены, и сегодня темп производства нарастает. На остальных объектах – визуальность производства работ уже не та. Зимой трудились внутри зданий. А это незаметно общественному взгляду, потому и складывается впечатление, что работы на объектах не ведутся.
Управление капитального строительства – заказчик реставрации в Енисейске – в будущее смотрит оптимистично: фирмы-подрядчики, что работают на объектах культурного наследия, знают свое дело. Если и случаются недоработки – в ходе эксплуатации здания выявляются различные дефекты, на этот случай существуют гарантийные обязательства: по условиям государственных контрактов фирма отвечает за свою работу и в течение пяти лет с момента сдачи объекта в эксплуатацию устраняет брак за свой счет. На внешний вид объекта это никак не повлияет, уверены в УКСе.
– В мужской гимназии (Ленина, 120) и типографии Дементьева (Петровского, 5) работы действительно ведутся внутри. Объекты огорожены лесами, движение есть, – подтверждает заместитель главы Енисейска по строительству, архитектуре и имущественным отношениям Валерий Никольский.
Валерий Викторович чуть ли не каждый день объезжает реставрируемые объекты – лучше всех знает, как обстоят дела в Енисейске. – Но сегодня в городе прослеживается стагнация. В чем-то люди правы – работы замерли. Хотя строительный сезон в разгаре.
Валерий Никольский рассказал «НКК»: по некоторым объектам были проблемы с получением разрешений на ведение реставрационных работ, но сегодня они урегулированы – разрешения получены в полном объеме, здания отторгованы.
– Самые проблемные объекты – Богоявленский собор и церковь Иверской Богоматери. Здесь сменился подрядчик. Ушел «Консал», после «переторговки» зашла «Аркада 21». Но работы так и не начинает. Спрашиваем – почему? Говорят, идет закупка материалов, корректировка проектной документации. Обещают: «работы начнутся завтра». И так каждый день.
Не опошлить старину современщиной
Замглавы Енисейска по архитектуре тревожится: если сейчас не начать реставрацию соборов, к 2019 году (когда отмечается 400-летие старинного города) можно не успеть. Но еще хуже ситуация на усадьбе купца Кытманова (Кирова, 82). Это большой комплекс – в состав памятника архитектуры входит двухэтажный каменный дом, кладовые, флигели, пакгауз и конюшни (кстати, именно в этом доме в 1913 году останавливался известный норвежский исследователь Фритьоф Нансен). То есть работы много. А здесь еще и проект не готов.
– Проблемы с проектировщиком, – говорит Валерий Никольский. – Московская фирма изготовила проект очень низкого качества, он уже два раза не прошел федеральную экспертизу. Сейчас управление капитального строительства с этой фирмой ведет судебную тяжбу. А здание стоит пустое. В нем находилась больница, ее год как вывели.
Проектирование реставрации старинных особняков – головная боль енисейцев. На конкурс заявляются фирмы, которые даже не знают, где находится город-памятник. Приедут один раз, нарисуют и отправляют архитектору на согласование. На то, чтобы проникнуться духом города, понять его, – времени нет.
– Нарисовали основное здание, флигель, пакгауз и все три объекта соединили стеклянными современными вставками – аквариумом, – возмущается Никольский. – Слава богу, отменили это проектное решение. А то опошлили бы старину современщиной!
Непродуманные проекты – проблема не сегодняшняя. В Доме Дементьева, например, который сдан в эксплуатацию более трех лет назад, установили на чердаке мощную пожарную вентиляцию, а утепление не сделали. Из-за этого в мороз от перепада температур она начинала «плакать», потолок промокал. Проектировщики просто не учли сибирских морозов.
Что гостям покажем?
– Сейчас больше пугает то, что не устраняется брак, допущенный в прошлом году, – тревожится Валерий Никольский. – Например, у фирмы «Совтехстрой» три объекта в работе – фасады отшелушиваются, осыпаются. А они на объектах не появляются, не устраняют недоделки.
Кстати, до сих пор не сдан в эксплуатацию Дом Бородкина (Рабоче-Крестьянская, 62), в котором должна была разместиться гостиница. О перипетиях реставрации этого объекта мы рассказывали в статье «Плач по реставрации» в № 6 за 2016 год. Его должны были сдать в эксплуатацию сразу после Дома Дементьева – в ноябре 2014 года, затем перенесли сроки на июль 2015-го. Но работы так и не закончили. Специалисты говорят: мало того, что памятник строители испортили – сбили старинную лепнину и розетки, использовали несоответствующие реставрации материалы, так еще и работы выполнили некачественно. Накануне Нового, 2016 года подрядчик начал форсировать фасадные работы. В мороз дом обтянули тентом и тепловыми пушками обдували мокрую штукатурку. Даже неспециалисту ясно, что при таких технологиях летом памятник должен был облупиться. И облупился.
– Объекты стоят леопардовыми, – сетует замглавы по архитектуре. – У нас одна из проблем – применение современных строительных материалов. Старинный глинобитный кирпич никогда не примет на себя цемент и современные замазки, краски. В нашем городе все дома сделаны из енисейского кирпича – 130 заводов раньше было. Этот кирпич только ручной обработке поддается. А сейчас что творят – очищают его и внешний слой сносят. А затем штукатурят. Естественно, он все отторгает. Огромными лафтаками от здания шпаклевка и затирка отваливается.
То, что происходит в Енисейске, реставрацией нельзя назвать, говорят архитекторы. Это скорее капитальный ремонт старинных домов. Современные технологии принижают историческую ценность местных зданий. В конце 2017 года в открытом письме об этом написали известные в России архитекторы-реставраторы, доктора искусствоведения и академики Академии архитектурного наследия. «Проведенные на некоторых памятниках Енисейска «реставрационные» работы превратились в откровенную профанацию», – говорилось в письме. Академиков и докторов искусствоведения возмущали пристроенные к старинным зданиям выдуманные «галдареи», которых никогда не существовало в городе-памятнике, наличники в духе баварских пивных и выкрашенные стены.
Специалисты поясняют: раньше фасады зданий не штукатурили, кирпичную стену просто обмазывали известковым раствором. Эта технология позволяла дому дышать. А сегодня на глинобитный кирпич лепят цемент и шлифуют его до яичной гладкости.
Впрочем, не все так пессимистично, как может показаться. Начинается новый строительный сезон, а он вселяет в енисейцев оптимизм. Здесь надеются, что подрядчики возьмутся, наконец, за ум – выполнят работы быстро и качественно. А то ведь праздник на носу, туриндустрия открывает новые маршруты, привлекает турпотоки, проводит конференции. Обидно, если после стольких лет усилий нам нечего будет показать гостям.