На фотках, если кто не понял, scotland ghetto. Рабочие окраины Эдинбурга и Глазго. В этих «черемушках» и происходит действие большинства произведений Ирвина Уэлша, о котором я писал в предыдущей записи в блоге. Хорошие фотографии, выразительные. Некоторые пейзажики навевают тоску, некоторые, напротив, кажутся какими-то по-британски уютными и вполне пригодными для жизни.
Вообще большинство окраин, наверное, во всем мире похожи. Например, один знающий человек уверял меня, что наша красноярская улица Баумана, что перпендикулярна проспекту Свободному, сейчас там находится студия 7-го канала в здании бывшего кинотеатра «Мир» – хороший кинотеатр был, кстати, я там с мамой в первом классе «Терминатора» смотрел… Так вот, наша улица Баумана, с его слов, очень напоминает какой-то проезд на окраине Каунаса (город такой в Литве есть). А многоэтажки нью-йоркского Квинса (в этом районе жили такие парни, как Сергей Довлатов и Григорий Климов) мне показались такими очень московскими, стоящими в Беляево где-нибудь.
Вообще, понятие «окраина!, outskirts, мне не кажется стыдным. Большую часть своей жизни я прожил на самой окраине Красноярска, практически в лесу. За моим домом никакого человеческого жилья уже нет, начинается (относительно) другой мир. На него интересно смотреть из окна. Мне комфортно постоянно иметь такую возможность. А вот в центре, где каждое окно «показывает» примерно одно и то же, мне быстро становится скучно.
Но вернемся к Ирвину нашему Уэлшу. Я тут намедни еще одну книгу его приобрел и прочитал – роман 2008 года «Преступление» (Crime). Он является условным продолжением другого романа, написанного десятью годами ранее, – Filth (в «российском прокате» перевод названия не вполне точный, но эффектный – «Дерьмо»).
Filth рассказывает нам историю беспринципного и продажного шотландского копа Брюса Робертсона, неразборчивого в половых связях и крепко потребляющего наркотики. Он стремится заполучить вакантную должность детектива-инспектора, и для устранения возможных конкурентов он не стесняется никаких методов.
Повествование от лица Робертсона то и дело прерывается внутренними монологами второго главного персонажа романа – глиста, живущего в кишечнике у «плохого лейтенанта». Эти монологи забавнейшим образом графически выделены в тексте основного повествования. Злобная книга. Заканчивается все плохо. Уэлш в полный рост.
Crime книжка тоже довольно суровая. Но Уэлш, как было сказано в предыдущей записи блога, заметно подобрел к своим персонажам. Это классический полицейский триллер, но притом абсолютно уэлшевский. Смотреть (читать), как он развлекается с жанровыми канонами, не прибегая притом к разным графическим причудам, занятно.
Главный герой «Преступления» шотландский детектив Рэй Леннокс – бывший напарник Брюса Робертсона. Если раньше, глазами Робертсона, мы видели его придурковатым, но хитрым типом с нелепыми усами, то теперь его история рассказывается устами беспристрастного автора, и Леннокс предстает парнем довольно крутым. Пусть с нестабильной психикой, потребляющий кокаин и крепко пьющий, зато с вполне четкими представлениями о добре и зле и о собственном, простите за патетику, долге. К тому же он сбрил усцы.
После того как Леннокс ловит шотландского убийцу-педофила, он получает долгожданный отпуск и вместе со своей молодой невестой летит в Майами. Загорать, купаться и планировать свадьбу. Однако отдыха не получается – призраки не спасенных им маленьких жертв Мистера Кондитера (так он прозвал эдинбургского маньяка) и личные психологические травмы мучают его. Он с энтузиазмом бросается квасить, в результате попадает в дом двух американок. На глазах шотландца дочку одной из них пытается изнасиловать латинос-отморозок. Это он зря, потому как у детектива Леннокса на педофилов прямо-таки аллергия. Короче, он с шотландским размахом, как истинный крепкий хозяйственник, щедро раздает всем люлей, накрывает целую подпольную педофильскую сеть, раскинувшуюся на несколько штатов, и показывает американским негодяям мать Кузьмы (она же Кузькина мать). Спасает девочку притом и возвращает ее безалаберную суку-мать к социально приемлемому образу жизни.
P. S. А в Сети тем временем появился новый текст Севы Фабричного «Эскапизм»: Хороший.