Впервые после пандемии в краевом центре охраны материнства и детства прошел праздник, посвященный Дню недоношенного ребенка. Выхаживанием крох, которые появились на свет весом в полкилограмма, уже никого не удивишь. Но за каждым из таких случаев – тяжелые месяцы самоотверженной работы целой команды специалистов – от неонатолога и реабилитолога до офтальмолога.
Еще недавно недоношенные младенцы считались обреченными – не было высокотехнологичной медицины, аппаратуры, специалистов, которые бы умели выхаживать таких крох. В 2012 году в соответствии с рекомендациями ВОЗ появились новые «критерии живорождения»: бороться за жизнь малыша сейчас обязаны, если он весом более 500 граммов.
И это именно борьба: чем меньше малыш, тем менее он приспособлен к самостоятельной жизни, вне тела мамы.
– С такими детьми каждый час как на пороховой бочке, – рассказывает Людмила Карпова, заместитель главного врача по неонатологии Красноярского краевого клинического центра охраны материнства и детства. – И когда мама спрашивает у меня о прогнозе, я всегда говорю, что это очень неблагодарное дело: мы живем настоящим днем. Вот сейчас все хорошо – усваивает питание, дышит сам. А завтра может быть все что угодно – вплоть до апноэ (остановка дыхания).
Работа по выхаживанию крохотных человечков сродни ювелирной: из-за незрелости различных органов и систем им нужны особые условия, которые могут обеспечить только в перинатальных центрах.
Сейчас на территории края их три – в Красноярске, Ачинске и Норильске, все появились сравнительно недавно. Будущих мам, у которых уже выявлены проблемы со здоровьем, стараются госпитализировать раньше туда, где уже все готово для новорожденных с экстремальной массой тела.
Для таких крох есть специальные кувезы – условия там приближены к тем, что обеспечиваются при внутриутробной жизни: поддерживается определенная температура и влажность, создается защита от яркого света и шума. Чтобы младенец «дозревал» в наиболее подходящей позе – как внутри мамы, используются различные валики и матрасы, сферы.
Врачи научились кормить таких детей, а это непросто. Все девять месяцев внутриутробной жизни младенец интенсивно развивается, ему нужно большое количество аминокислот, глюкозы, витаминов. Но желудок совсем маленький, активность пищеварительных ферментов очень слабая.
Поэтому «торопыжкам» специальные питательные вещества медленно поступают через вену с помощью инфузионных насосов.
А чтобы расправились легкие, вводят сурфактант – вещество, которое вырабатывается у доношенных детей примерно с 34-й недели.
Но даже создание особых условий для родившихся до срока малышей не всегда гарантирует их нормальное развитие. Не так давно врачи научились их спасать от слепоты. Для полноценного формирования глаза очень важна внутриутробная среда, в противном случае сосуды сетчатки могут сформироваться неправильно. У некоторых детей развивается ретинопатия недоношенных (повреждение сетчатки), и порой избежать печального прогноза помогает только операция.
«Мы ждали и верили»
Есть еще немало опасных моментов в развитии таких детей, но благодаря достижениям современной медицины между ребенком, родившимся до срока, и инвалидом уже давно не ставят знак равенства.
– До сих пор у некоторых неоднозначное мнение: стоит ли выхаживать этих детей? – говорит Людмила Карпова. – Но у нас есть кабинет катамнеза, где примерно 500 детей наблюдаются ежегодно после выписки до полутора лет, а кто-то и дольше. Из них только 20 процентов имеют инвалидность. И далеко не всегда причиной может быть недоношенность. Порой это и тяжелая гипоксия, которая и стала причиной преждевременных родов, от которой ребенок страдал еще внутриутробно. Но порой есть ситуации, когда все идет хорошо, но преждевременные роды случаются. Мы, со своей стороны, стараемся сделать все возможное: дети весом до 1 000 граммов выхаживаются порой и по три, и по четыре месяца, а в каких-то случаях и дольше. Примерно тридцать процентов детей у нас выписываются на свободном грудном вскармливании, и это очень хорошо: пока у ребенка не сформирован сосательный рефлекс, мама сцеживает молоко, и оно поступает ребенку через зонд.
Неудивительно, что День недоношенного ребенка в краевом центре охраны материнства и детства – настоящий праздник, куда приглашены феи и разные сказочные существа. С ними с радостью знакомятся малыши, у которых уже все самое страшное позади – и реанимация, и различные осложнения, которые удалось успешно преодолеть. Именно здесь, в этих стенах, произошло с ними настоящее волшебство: каких-то несколько лет назад у них были минимальные шансы на жизнь, а сейчас они бегают, смеются, с удовольствием участвуют в фотосессии.
Маленькая София пока боится далеко отходить от мамы и все время держится за ее руку.
По словам мамы девочки, полуторагодовалая малышка развивается медленнее, чем ее сверстники, но никаких серьезных диагнозов у нее нет.
– Беременность протекала нормально, – вспоминает Мирослава Бочкарева. – Я по специальности хореограф, работала с детьми и взрослыми до последнего. Но потом врачи сказали, что из-за внезапной патологии, которую никак нельзя вылечить, нужно делать экстренное кесарево. Было страшно – дочка родилась за три месяца до срока совсем крошечной. Ее вес был всего 540 граммов, а рост 27 сантиметров. Специалисты предупреждали, что в первые семь дней может случиться всякое, она может не выжить. Но мы верили в лучшее. Месяц она провела в реанимации, потом училась самостоятельно дышать, есть. Три месяца мы лежали в больнице и выписались в мае – примерно в ту дату, когда она и должна была появиться на свет.
София не избежала ретинопатии недоношенных – ей сделали операцию. И ходить начала позже – к полутора годам. Она уже говорит некоторые слова – «мама», «папа», «дядя». Каждые два месяца – реабилитация: массажи, логопед, физиотерапия, гимнастика.
– Я еще сама занимаюсь с ней каждый день, – рассказывает Мирослава. – Пока нет фразовой речи, но для полутора лет это не критично. И очень благодарна врачам, что смогли помочь обрести вот этого человечка. Удивительно, как из такой крохи получилась жизнерадостная, очень сообразительная девочка. Это наш первый ребенок, и сейчас даже мысли нет, что с ним могло быть что-то не так. Мы ее очень ждали и верили.
Каждый год в перинатальном центре Красноярска до срока рождаются примерно 700 малышей недоношенных, из них 300 в год с экстремально низкой массой тела – до 1 000 граммов и очень низкой массой тела – от 1 000 до 1 500 граммов. Подавляющее большинство из них не только выживут, но и благодаря целой команде квалифицированных специалистов в дальнейшем ничем не будут отличаться от своих сверстников.
Фото Олега Кузьмина, pericentr.ru