В декабре 2013 года президент Владимир Путин, обращаясь к Федеральному собранию, назвал развитие Сибири и Дальнего Востока приоритетом России на весь XXI век. Когда речь заходит о столь протяженных во времени сроках, быстрых результатов ждать не приходится. Если только не одно «но» – встречная инициатива самих регионов. Идея Александра Усса по созданию макрорегиона под названием «Енисейская Сибирь» стала настоящим прорывом.
– Мы прошли этот путь последовательно, но стремительно, – сказал врио губернатора края. И это действительно так. От сослагательного наклонения – к побудительному. Красноярье вновь возвращается в эпоху больших и значимых строек. Масштабные проекты 70-х годов прошлого века и «нулевых» нынешнего прирастают новыми, воплощать которые мы будем здесь и сейчас.
ЦИТАТА
– В Восточной Сибири надо создавать условия опережающего развития экономики. Эта работа должна быть организована таким образом, чтобы доходы граждан там были выше, чем в других регионах Российской Федерации, а жизнь – привлекательной.
В. В. Путин
Само понятие «Енисейская Сибирь», конечно, не предполагает административного объединения трех субъектов Федерации – Красноярского края, республик Тыва и Хакасия. Речь идет прежде всего о том, что в регионах, связанных могучей сибирской рекой, должна быть резко усилена экономическая активность. И у нас, и у наших соседей в запасе несколько крупных проектов. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, находятся в высокой степени готовности и являются межрегиональными.
Декабрьские тезисы
Канун нового, 2018 года, без сомнения, войдет в краевую летопись. Вот как об этом вспоминает Александр Усс:
– В самом начале, при строительстве нового терминала аэропорта Красноярск, была идея назвать его «Дети одной реки». И сам термин «Енисейская Сибирь» – как огромный континент, где великая река неудержимо стремится к бескрайнему океану, появился именно тогда.
Уже в декабре тезисы начали трансформироваться в конкретные и понятные планы. Был подписан меморандум с тремя крупнейшими ФПГ, работающими в регионе, – «En+», группой СУЭК-СГК и «Норникелем». Компании готовы вложить в экономику Красноярья почти 600 миллиардов рублей инвестиций. Важно, что большая их часть выходит за пределы одного региона. Чтобы их выполнить, потребуется поддержка и Тывы, и Хакасии.
Например, РУСАЛ намерен в ближайшие пять лет создать в крае около 100 предприятий, которые будут задействованы в переработке, изготовлении готового продукта из первичного алюминия. Также компания решила перевести свой центральный офис в Красноярск. И первые 600 управленческих рабочих мест создаст уже в этом году.
В аналогичном русле лежит соглашение между «Русской платиной» и «Норильским никелем», заключенное в присутствии президента в начале февраля. И если все пойдет как задумано, буквально через пять лет в Заполярье появится новый, абсолютно экологичный норильский комбинат. По налоговым отчислениям он будет сравним с тем, что дает краю сегодня компания.
С привязкой к территориям
Подобных проектов у края много. Они экономически обоснованы и «привязаны» к территориям. Например, важным для регионов Енисейской Сибири является строительство железнодорожной магистрали Кызыл – Курагино. Она позволит вплотную приступить к освоению Элегестского угольного месторождения в Тыве, поставлять зерно и другие грузоемкие виды продукции на восток России, в Монголию и Китай.
В этом же ряду – возведение автодорожного моста рядом с поселком Высокогорский Енисейского района, который необходим для предприятия по производству серы в районе золотодобычи. Это своего рода пролог к проекту под названием «Нижнее Приангарье – 2».
В планах также строительство перерабатывающих производств сельскохозяйственного профиля на западе и юге края. По словам врио губернатора, компания «Юнипро» уже «перевалила экватор» в реализации проекта крупного тепличного хозяйства. Порядка 60 гектаров закрытого грунта позволят решить все проблемы с зимними овощами в Красноярском крае и не только.
Еще одной точкой, которая свяжет три енисейских региона, является создание на базе красноярского аэропорта Черемшанка особой экономической зоны. Над краем в прямом смысле слова пролетают около 4,5 млн тонн грузов в год, и большая часть этого грузопотока могла бы приземляться здесь. Чтобы привлечь перевозчиков, нужны изменения в федеральном законодательстве, предоставление авиакомпаниям так называемой пятой степени свободы, которая дает им право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полете в свою страну. Красноярск может стать крупной перевалочной базой для грузовых судов.
– Когда мы обсуждали в ходе личной встречи тему Енисейской Сибири, я передал президенту письмо, которое он тоже поддержал, – о ряде вопросов, связанных с созданием в Красноярске базовой авиакомпании. Без мощного авиационного каркаса такой макрорегион существовать не может. Поэтому нам нужен серьезный транспортный хаб, – подчеркнул Александр Усс и подвел итог сказанному:
– После такого «окна возможностей», которые открыл нам президент, мы должны всерьез задуматься над тем, как эти возможности реализовать. Выражаясь образно, если мы вышли к воротам, гол надо забивать.
КОММЕНТАРИИ
Шолбан КАРА-ООЛ, глава Республики Тывы
– Идея Александра Викторовича Усса по поводу создания Енисейской Сибири имеет очень глубокий смысл. Я благодарен ему за такую инициативу и приложу все усилия, чтобы Тыва была равноправным партнером в этом проекте. Жаль, что за последние годы интеграция, которая соответствует дружбе наших регионов, где-то была утрачена. Считаю, что команда Александра Усса придала нашим отношениям импульс развития новых межрегиональных проектов как в промышленности и торговле, так и в социальной сфере. Благодаря строительству нового терминала аэропорта Красноярск и развитию регионального авиационного сообщения жителям Тывы будут более доступны услуги крупнейших высокотехнологичных медицинских центров Красноярска. А модернизация транспортной инфраструктуры Енисейского экономического района облегчит выход продукции краевых производителей через Тыву на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Евгений МИНЧЕНКО, российский политолог
– У Александра Усса на данный момент очень высокий кредит доверия. Инициатива с Енисейским экономическим районом демонстрирует его серьезный лоббистский потенциал. Мне приятно, что те прогнозы, которые мы давали, когда делали последний рейтинг устойчивости губернаторов, оправдались. Тогда мы поставили в СФО Александра Усса на первое место.