В Красноярском крае более 140 тысяч человек имеют статус детей войны. Сыновья и дочери тех, кто ушел защищать Родину, но так и не вернулся домой. Для кого-то война была настолько неподъемным горем, что даже говорить о ней в семье было не принято. И теперь, спустя десятилетия, детям войны приходится искать хоть какую-то информацию о своих погибших на фронтах родителях.
«Отца своего не знала»
Надежде Андреевне Милютиной далеко за 70. Она приехала в Красноярск 17-летней девчонкой в поисках лучшей доли из разрушенной в военные годы Смоленщины. Несколько лет назад пенсионерка решила найти могилу своего отца – рядового пехоты Андрея Кондратьевича Хлопьева.
– Когда я в первый раз услышала о детях войны, подумала: а почему бы и мне не обратиться за выплатами, – рассказывает Надежда Андреевна. – Но еще сильнее было желание узнать, где похоронен мой отец. И съездить туда.
Андрей Кондратьевич погиб 8 ноября 1943 года – ровно через год после рождения дочери, которую он так и не увидел. С женой они работали в колхозе, пока в их крохотную деревню Боботки не пришла война.
– Нашу деревню несколько раз оккупировали немцы, забирали скот, свои полицаи были, которые выдавали, кто воюет, – хоть Надежда Андреевна сама этого не помнит, рассказы мамы отложились в памяти. – Женщины и ребятишки рыли окопы, несколько раз переходила деревня от немцев к нашим. И долго аукалась потом война – десятилетиями деревенская пацанва находила снаряды, ящики с немецкими патронами, бегала на болото, где стоял затонувший танк.
Надежда Андреевна говорит, что не знает, была ли тогда похоронка, сохранилась ли она. Знали в семье только, что отец с войны не вернулся, где, при каких обстоятельствах погиб – не обсуждалось.
«Нет ни одной фотографии»
Когда стало известно про закон о детях войны, Надежда Андреевна обратилась в соцзащиту Свердловского района. Там ей объяснили, какие документы необходимы, но самое главное – где можно искать информацию о захоронении. После того как запрос в военкомат был направлен, дочь Надежды Андреевны начала поиск самостоятельно через Интернет. Следы Андрея Кондратьевича нашлись быстро, но не все было так просто. Красноармеец был убит под деревней Скробово и похоронен там же с двумя однополчанами. Однако позже был перезахоронен под деревней Задебря Вымнянского сельсовета (в Белоруссии). На территории этого сельсовета несколько захоронений бойцов, и дочка Надежды Андреевны долго искала, кто за ними ухаживает. Нашла Вымнянскую среднюю школу, учителя которой Татьяна и Вячеслав Морозовы присматривают за всеми захоронениями.
– Я так благодарна, что появилась возможность съездить на место гибели отца, что мне соцзащита эту поездку оплатила. Вы знаете, было ощущение, как будто я сделала что-то очень важное, что как дочь обязана была сделать. Как будто мой папа, которого я никогда не знала, был в этот момент рядом, – рассказывает Надежда Андреевна, не сдерживая слез. – И в этом году обязательно пойду в Бессмертном полку. Просто напишу имя моего отца и годы жизни – и пойду.
Где искать ответ? – архивы, в которые можно отправить запросы