В редакцию «НКК» пришло письмо от нашей читательницы Надежды Петровны Домаевой из Енисейска-4:
«Обращаюсь к вам в надежде, что мне помогут. В 2010 году наш городок передали УК «Славянка». При передаче домоуправ не отчитался за деньги, собранные с части жителей городка за ноябрь и декабрь. Выданные квитанции оказались просто ничего не значащими бумажками, т. к. «Славянка» считает нас должниками и требует оплатить повторно. И не только требует – сообщает в соцзащиту, и мы не получаем субсидию, которую нам, пенсионерам, выделяет государство. И получилось, что я заплатила за ноябрь два раза, а за декабрь – три. В суде заявления у нас не принимают…»
Министерство энергетики и ЖКХ края уже отправило запросы в администрацию Енисейска и ООО «Славянка», чтобы детально разобраться в ситуации. Ведомство также готово оказать содействие Надежде Петровне по обращению в судебные органы. Однако проблема шире – мы слишком мало знаем о своих правах и возможностях, способных повлиять на качество работы управляющих компаний.
Первый звонок
Начнем с коммунальных услуг. Если вас что-то в них не устраивает, сразу звоните в аварийно-диспетчерскую службу. Ее сотрудник обязан назвать вам свои фамилию, имя и отчество, регистрационный номер заявки и время приема. Если специалисту уже известны причины неполадок (например, почему в доме нет холодной воды), то он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать отметку в журнале регистрации заявок. Отметка – уже документ, факт признания того, что коммунальные услуги были некачественными.
Если же такие причины не известны, то в течение двух часов должна быть организована проверка. И если все, что вы сказали, подтвердится, будет составлен акт. Он, в свою очередь, станет основанием для перерасчета ваших платежей.
Кому жаловаться
В первую очередь со всеми претензиями следует обращаться в управляющую многоквартирным домом организацию – как лично, так и с письменным заявлением. Это необходимо для того, чтобы управляющая компания могла оперативно отреагировать на ваши обращения.
В случае если указанная проблема не решается, можно обратиться в государственные надзорные органы в соответствии с их компетенцией:
– службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края по нарушениям правил и норм технической эксплуатации, предоставления коммунальных услуг, правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения о выборе способа управления многоквартирным домом, исполнения управляющей организацией стандарта раскрытия информации;
– управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю – в случае несоответствия договоров, заключенных между собственниками жилых помещений и управляющими компаниями, требованиям законодательства о защите прав потребителей, для проверки достоверности и полноты информации, указанной в платежных документах, обоснованности изменения размера платы на жилищные услуги;
– органы прокуратуры – в случае нецелевого расходования средств собственников в многоквартирном доме, действий или бездействия вышеперечисленных государственных органов;
– ГУ МЧС по Красноярскому краю – для контроля за исполнением требований пожарной безопасности.
Кроме того, поскольку между собственниками многоквартирных домов и управляющими компаниями существуют рыночные отношения, регулируемые гражданским законодательством, у жильцов всегда имеется право обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Что может собрание
Владельцы квартир имеют право, закрепленное в Жилищном кодексе РФ, сменить управляющую компанию, если она не соответствует предъявляемым ей требованиям. При этом необходимо учесть, что согласно статье 162 ЖК РФ договор с управляющей компанией продляется автоматически, если ни одна из сторон не заявила о прекращении его действия. Для прекращения договора управления собственникам необходимо за месяц до истечения срока такого договора направить в управляющую организацию уведомление о том, что они не желают продлять договор на прежних условиях или вообще не хотят больше пользоваться ее услугами. Обратите внимание: решение о прекращении исполнения договора управления должно быть принято собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.
Критерии выбора…
При выборе управляющей компании обращайте внимание на следующее:
– ее организационную состоятельность (сроки существования компании, состав учредителей, объем уставного фонда, сведения о финансово-экономическом состоянии, штатный состав сотрудников);
– опыт (срок работы на рынке жилищно-коммунальных услуг, наличие сведений об организации в администрации, службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края);
– жилищный фонд, находящийся в управлении организации;
– уровень документальной готовности к управлению домом (наличие типового договора управления, перечня обязательных, а также дополнительных работ и услуг);
– кадровый состав сотрудников организации (опыт и квалификация персонала);
– доступность для жителей (степень удаленности офиса/ технического участка от объекта управления).
Контроль
Постановлением Правительства РФ определен порядок предоставления информации гражданам, в соответствии с которым раскрываются следующие данные о деятельности УК:
основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Ознакомление с указанной информацией может осуществляться по письменному или электронному обращению гражданина, направленному в управляющую организацию.
Информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение пяти рабочих дней – товариществом и кооперативом.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Вместе с этим Жилищным кодексом предусмотрен ежегодный отчет управляющих организаций о выполнении договора управления за предыдущий год, предоставляемый собственникам помещений в многоквартирном доме в течение первого квартала текущего года.
За нарушение порядка, сроков и способов раскрытия информации установлена административная ответственность.
Если вы не получили ответ, вам отказались предоставить информацию, исказили данные или дали неполный ответ, то вы вправе обратиться в службу строительного контроля и жилищного надзора по Красноярскому краю. Эта служба уполномочена рассматривать административные правонарушения и привлекать к ответственности.