Сетевая компания «КрасЭко» в одностороннем порядке изменила условия договора на электроснабжение жилого дома. Установив ИПУ на опорах воздушных линий электропередачи на высоте более пяти метров, лишила потребителя возможности контролировать показания прибора учета. АО «КрасЭко» объявила, что количество киловатт потребленной электроэнергии и сумму к оплате можно узнать из квитанции Пригородного МРО ПАО «Красноярскэнергосбыт» или с помощью бесплатного СМС. А это грубое нарушение прав человека. Ведь за потребителем остается право снимать и передавать показания.
Евгений Александрович Сорокин, поселок Березовка Березовского района
С таким письмом житель Березовки обратился в «НКК».
Как пояснил Евгений Сорокин, раньше счетчик электроэнергии стоял у него в доме. По нему мужчине и начисляли платежи за электроэнергию. Но в 2016 году «КрасЭко» без участия жителя установила новый счетчик – на опоре линии электропередачи на высоте пять метров от земли. Так что владелец дома даже не может посмотреть, сколько киловатт электричества он потратил за месяц, снять показания и передать их в Красноярскэнергосбыт.
Евгений Александрович написал заявления в службу строительного надзора и жилищного контроля, а также в прокуратуру края с просьбой провести проверки и наказать энергоснабжающую организацию. Но надзорные органы нарушений в действиях «КрасЭко» не нашли.
– Я требую, чтобы электроэнергию считали по счетчику, установленному у меня в доме, – говорит Евгений Сорокин. – А мне отвечают, что у ИПУ истек межповерочный период. Но энергетики меня даже не уведомили о том, что необходимо проверить счетчик.
Между тем, как говорят юристы, предупреждать потребителя о замене счетчика ресурсоснабжающая компания не обязана, поскольку в нормативных актах (абзац 3 пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, а также пункта 81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) прописано:
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, его сохранности и целостности, а также пломб и знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника.
То есть если счетчик сломался или истек межповерочный период, потребитель должен незамедлительно сообщить об этом ресурсникам, передать показания прибора учета на момент его выхода из строя и в течение 30 дней устранить неисправность.
Проверка службы строительного надзора и жилищного контроля установила: срок поверки счетчика, стоящего в гараже Евгения Сорокина, истек еще в 2005 году, он не может эксплуатироваться как расчетный. По закону собственник дома должен был обеспечить себя прибором учета до 1 июля 2012 года, но так и не сделал этого. В таком случае ресурсоснабжающая организация самостоятельно устанавливает счетчики в жилых домах (часть 12 статьи 13 ФЗ № 261). Что и сделала «КрасЭко».
В Красноярской региональной энергетической компании («КрасЭко») нам пояснили: по постановлению Правительства России 2012 года расчетным может быть прибор, установленный на границе балансовой принадлежности (то есть стоящий на границе участка частного дома). А она проходила как раз по электроопоре.
Высота установки прибора учета обусловлена стремлением минимизировать риски повреждения оборудования в результате ненадлежащей эксплуатации, – пишет на запрос «НКК» «КрасЭко». – Сбор показаний прибора учета и передача данных происходит в автоматизированном режиме. Результаты измерений расхода электрической энергии ежемесячно передаются в ПАО «Красноярскэнергосбыт», который производит начисления за потребленную электрическую энергию и имеет договорные отношения с потребителями.
Показания выносного счетчика житель Березовки может увидеть на сайтах ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «КрасЭКо». В компании также работает бесплатный сервис – «Снятие показаний online». Для того чтобы получить показания прибора учета электроэнергии, необходимо отправить номер своего лицевого счета (12-значное число без кавычек, черточек и каких-либо знаков) на номер 8 903 767-22-27. В ответ придут актуальные показания прибора учета.
Счетчик, который стоит в гараже потребителя, после установки прибора учета на опоре перешел в разряд контрольного. На нем можно было бы отслеживать показания, если бы вовремя была проведена поверка.
К слову, ответы на все свои вопросы Евгений Сорокин мог бы получить в момент установки счетчика. О времени он был предупрежден заранее, но не пришел.
Без пломбы недействителен
Нескольким владельцам квартир в нашем доме по улице Тотмина пришли письма из Красноярскэнергосбыта, в которых говорится: «У вас отсутствуют счетчики учета электроэнергии» и предлагают обратиться в эту организацию для установки. При этом счетчики у нас стоят и работают. Может быть, это мошенники, которые разными ухищрениями предлагают поменять приборы учета?
Валентина Петровна Васильева, Красноярск
Сомнения Валентины Петровны справедливы: в последнее время жителям многоэтажек в Красноярске приходит немало подложных «уведомлений» о необходимости сменить или установить счетчик воды, тепла, электроэнергии. Но, как выяснила «НКК», письмо из Красноярскэнергосбыта, о котором пишет наша читательница, подлинное.
В сентябре 2017 года в доме по улице Тотмина проводился ремонт электропроводки. Как пояснили нам в ПАО «Красноярскэнергосбыт», во время работ сняли пломбу, установленную поставщиком электроэнергии, и с этого момента счетчик сняли с расчетов, а начисления делали по нормативам потребления (а не по показаниям).
В общественной приемной ЖКХ сообщили: после проведения работ заказчик (МКУ «Управление капитального строительства» Красноярска) обязан организовать опломбировку счетчиков. Заявка от УКС направлена. И уже в сентябре 2017 года специалисты Красноярскэнергосбыта вышли на объект для опломбировки счетчиков.
Выяснилось, что у приборов учета двух квартир сорвана также и пломба поверителя, поставленная на заводе при производстве, – отвечает на запрос «НКК» Красноярскэнергосбыт. – Без нее прием прибора на расчет невозможен.
– Теперь потребителям нужно либо купить и установить новый счетчик, либо снять старый и отнести его в государственный центр стандартизации и метрологии или в отдел измерительных услуг Красноярскэнергосбыта, – сообщают специалисты компании. – Там проведут его метрологическую поверку и поставят новую пломбу поверителя, и счетчик можно будет вернуть на место. А после этого вызвать специалиста ПАО «Красноярскэнергосбыт» для установки пломбы энергоснабжающей организации, без которой прибор учета не может быть принят к расчету. По закону потребленную электроэнергию учитывают лишь счетчики, имеющие обе пломбы.
При опломбировке счетчиков в доме на улице Тотмина выяснилось, что у 24 счетчиков этой многоэтажки истек межповерочный интервал, необходимо проводить их поверку. А прибор учета одной из квартир и вовсе устарел. Счетчики такого класса точности уже не используются для расчетов энергопотребления, требуют замены на более современные образцы.
– Акты о недопуске приборов учета в эксплуатацию с указанием причины и рекомендациями по исправлению сложившейся ситуации владельцы квартир получили на руки, – говорят в Красноярскэнергосбыте. – Жильцам, которых не застали дома, акт положили в почтовый ящик.
Кстати, красноярцы сами могут проверить срок поверки индивидуального прибора учета и соответствие его требованиям законодательства – в личном кабинете клиента на официальном сайте ПАО «Красноярскэнергосбыт» или в справочной службе по номеру бесплатного call-центра 8 800 700-24-57.