Если придет волна Нынешней весной 20 районов края могут оказаться в зоне подтопления

Если придет волна Нынешней весной 20 районов края могут оказаться в зоне подтопления

Ватман и карандаш. Именно таким инструментарием спасатели посоветовали вооружиться всем службам, ответственным за противопаводковые мероприятия в крае. Впрочем, «канцеляризмы» отнюдь не отодвигают на второй план привычных атрибутов – необходимой техники и большого числа квалифицированных специалистов. Однако «уроки чистописания», считают в МЧС, помогут эффективнее бороться с половодьем.

Работать «по бумажке» красноярцам посоветовал начальник Сибирского регионального центра МЧС России Данияр Сафиуллин, который на прошлой неделе присутствовал на проведении противопаводковых учений в крае. Он порекомендовал всем ответственным за борьбу против большой воды в буквальном смысле «взять ватман и карандаш» и прежде всего на бумаге отметить, кто и за что должен отвечать, кому и куда звонить, какие именно силы и средства задействовать…
– Четко и заранее проработанный алгоритм действий помогает в сложных условиях работать слаженно, избегать неразберихи. Когда перед глазами лаконичный и понятный план вместо кучи инструкций на разных листках, все становится гораздо структурированнее. Положил в сапог такой план и на объекты – работать, – отметил Данияр Сафиуллин.
Впрочем, этот совет лишь один из целого ряда важнейших аспектов. В целом главный спасатель Сибири высоко оценил работу, проведенную красноярцами.

Местом тренировки избрали печально известную трассу М-53 близ Нижнего Ингаша, где недавней осенью произошло разрушение дороги. Тогда десятки фур дальнобойщиков оказались заперты в огромной пробке на несколько дней. Из-за кого произошел этот инцидент, сейчас неважно. Как бы ни ругали дорожников, проектировщиков или водителей с перегруженными сверх нормы фурами, очевидно – первопричиной стала погода и объективные геологические условия в этом районе.

Без комплексов

Всего за несколько часов на площадке рядом с трассой М-53 вырос настоящий мини-городок. Здесь и пресс-центр, и столовая, и палатка для отдыха. Также имеется вся необходимая техника – лодки, автомобили. В любую минуту спасатели МЧС готовы выдвинуться на место происшествия.

В качестве сценария избрали ситуацию наводнения в районе. Вода подошла к федеральной трассе и начала переливаться через дорогу.
Впрочем, для рядового обывателя нынешние учения, скорее всего, показались бы скучными. Здесь не было рыскающих по бутафорским развалинам специалистов с поисковыми собаками или других явных активных действий, интересных публике. Собственно, и самой публики тоже не было.
После осмотра техники Данияр Сафиуллин расположился в штабной палатке. Здесь в режиме онлайн состоялся сеанс связи с ведомствами, отвечающими за противодействие затоплению. С первого взгляда кажется, ну что тут такого – позвонили друг другу, сообщили и устранили. Однако на практике именно этот аспект оказывается наиболее важным. Подогнать технику, собрать людей и начать работать – это то, что происходит постфактум. Собственно, для того чтобы все эти действия были как можно более оперативными, и нужно своевременное оповещение ответственных служб. Насколько быстро МЧС свяжется с главой района, информирует медиков, как быстро будет организован подвоз питания, сумеет ли ГИБДД вовремя перекрыть дорогу… Это и есть скоординированность.

– Если кто-то думает, что разбираемая здесь ситуация касается только МЧС или администрации района, то он глубоко ошибается. Для устранения ЧС должны быть задействованы все силы, – подчеркнул Данияр Сафиуллин.
То, что учения проходят именно здесь, не случайно. И причина не только в прошлогоднем инциденте. По данным Федерального дорожного агентства, в окрестностях выпало снега на 30–50 % выше нормы. Так что гипотетически ситуация может повториться вновь.
Впрочем, сегодня дорожники более подготовлены. По словам и. о. руководителя компании «Байкал» Константина Ляшкевича, сегодня на участке нижнеингашской трассы насыпают вал, который не даст воде разрушить полотно.

– Мы должны сделать все, чтобы ситуация не повторилась. Хотя исключать такой вариант мы и не можем. Собственно, именно поэтому мы и тренируемся, – отметил Ляшкевич.

Чтобы ликвидировать ЧС, по расчетам дорожников, понадобится два часа. Дополнительные рабочие силы в случае необходимости могут за сорок минут прибыть на проблемный участок из Канска. Впрочем, и на месте уже все готово для встречи большой воды. В администрации Нижнеингашского района также готовятся к половодью: выделено несколько полевых кухонь, автобус с водой, обеспечена сотовая связь. Не секрет, что даже за два часа ликвидации на трассе может скопиться большое количество большегрузных фур. Для того чтобы обеспечить питание и проживание, на трассе организовано несколько отстойников для грузовиков. Находятся они задолго до Нижнего Ингаша, потому у ГИБДД будет возможность предупреждать заторы заблаговременно. В одном только Нижнеингашском районе могут одновременно припарковаться 150 машин.

В обнимку с прессой

Спасатели, по совету Данияра Сафиуллина, будут крепче дружить с прессой. Такая активная работа с пишущей братией для МЧС не праздный вопрос.
– Достоверная информация – это очень важно. Она позволяет избегать паники и сохранять спокойствие. Однако некоторые журналисты все-таки ищут «жареные» факты и пытаются «приукрасить» ситуацию, подать ее не с самой лучшей стороны. В некоторых репортажах в прошлом году с трассы М-53 приходилось наблюдать такие вещи, – рассказал Данияр Сафиуллин.
Чтобы избежать неприятностей в будущем, МЧС решило наладить совместную работу с пресс службой краевого правительства. Теперь в лагере МЧС близ Нижнего Ингаша есть даже мобильный пресс-центр с выходом в Интернет. Кроме того, имеется возможность организовывать видеоконференции со столицей края и другими населенными пунктами. Кстати, во время учений система также прошла проверку. Специалисты говорят, что показала она себя с самой лучшей стороны.

Комментарий

Денис ПАШКОВ
и. о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края

– Транспортная инфраструктура – это одна из важных составляющих частей экономики. Безусловно, если сбой произойдет на трассе М-53, негативный эффект почувствует вся страна, а не только наш край. Не секрет, что нижнеингашский участок один из самых напряженных и в то же время стратегических для бесперебойного автосообщения между востоком и западом страны. Чтобы не допустить прошлогодней ситуации, мы и проводим соответствующие учения. Совместные тренировки помогают заранее понимать, кто, как и где будет действовать в случае происшествия. Конечно, в каждом подразделении по отдельности работают профи. Но суть в том, чтобы скоординировать все действия. Пожалуй, именно эта цель является главенствующей. В то же время уже сегодня мы должны сделать все от нас зависящее, дабы не допустить повторения ситуации с размывом полотна на дорогах.

Против течения заголовок

Эта зима, по признанию синоптиков, оказалась экстремальной. Однако основные проблемы ожидают жителей края чуть позже, когда начнут вскрываться реки. Опасность подтопления на сегодняшний день существует в 20 районах региона.

По словам заместителя руководителя красноярского Гидрометцентра Анатолия Ковшова, практически во всех районах региона наблюдались экстремальные температуры или сверхнормативные осадки.
Например, в Кызыле запас воды в снеге превышает традиционные значения на 340%. И это не рекорд. В Ужуре этот показатель равняется 500 %. На Енисее толщина льда больше среднегодовых значений на 5–10 %.
Однако стихия, как ни странно, не самый главный источник опасности. Как сообщил заместитель председателя правительства края Михаил Кузичев, все службы в целом готовы к наступлению паводка.
А вот в ряде районов существуют бесхозные гидротехнические сооружения. Сами по себе они не представляют опасности. Но в период большой воды какая-нибудь дамба может не выдержать. Именно поэтому правительство потребовало от районных администраций провести ревизию таких сооружений в самое ближайшее время. Содержание пускай и небольшой, но плотины обходится в копеечку. У местных бюджетов не всегда есть средства на эти цели.

Михаил Кузичев подчеркнул, что проблемы со всеми бесхозными сооружениями должны быть решены в ближайшее время.
Кроме того, он потребовал от районов до 5 апреля предоставить план на случай подтопления населенных пунктов в каждой территории.
– Мы должны обеспечить жителей, которые оказались в трудной ситуации, всем необходимым. Нужно заранее подготовить места временного пребывания. Обеспечить подвоз воды и пищи. При этом люди должны получать полную и исчерпывающую ситуацию о прохождении паводка, – отметил зампред правительства.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 мая 2022
Красноярцам предлагают провести в музеях две ночи
Музейная ночь в мае растянется аж на два дня. Часть музеев Красноярска решили выступить со своими проектами уже в пятницу
Принят закон, необходимый для поддержки погорельцев
Вчера, 19 мая, состоялась сессия Законодательного собрания, где обсуждался единственный вопрос – законопроект «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в
20 мая 2022
Уверенной поступью
Пока бывшие европейские и заокеанские «партнеры» суетятся вокруг очередного (не помню уже, какого по счету) пакета антироссийских санкций и никак