Около 534 миллионов рублей отдали мошенникам жители края только за четыре месяца этого года. По данным telegram-канала прокуратуры края, 2,6 тысячи жителей пострадали от киберпреступников. Всем уже пора понять: времена, когда активно орудовали уличные воришки, проходят: благодаря развитию технологий преступникам не надо никого караулить в темном переулке. Они сидят в безопасном месте и, нажимая на клавиши гаджета, крадут десятки тысяч рублей…
В новостной повестке
Парадоксально, но многие подбирают надежные замки для двери, тратят деньги на сигнализацию, а уезжая в отпуск, просят присмотреть за квартирой соседей. Но вот о том, что нужно быть внимательными в интернете и при общении по телефону с «сотрудниками банков» или «помощниками следователей», почему-то мало кто задумывается.
А мошенники чутко реагируют на новостную повестку, понимая, что сейчас зацепит лучше всего…
К примеру, прошла новость об отключении российских банков от международной системы SWIFT. Начинают поступать звонки с предложением перевести ваши деньги на «безопасный счет». Чтобы с ними уже точно ничего не случилось.
Особенно чувствительны к таким сообщениям пожилые люди: было время, когда они уже теряли свои с большим трудом заработанные копеечки. Им же звонят «заботливые» люди и рассказывают: сейчас в стране проходит реформа, нужно срочно заменить все банкноты на новые. Завтра к вам придет человек – отдадите все наличные, что есть дома…
Другой старый «хит» среди мошенников – звонок «следователя» или «прокурора», «сотрудника МВД», который сообщает: нужно прямо сейчас задержать преступника, который на вас оформляет кредит в банке. Это же не вы? Ну значит, важно срочно помешать мошенникам: оформите на себя заем и переведите средства на «безопасный счет». Рассказывать об этом кому-либо строго запрещается.
Попадаются доверчивые люди и на предложения заработать деньги, когда им поступают звонки с предложением дополнительного заработка – инвестирование на бирже, покупка криптовалюты. Некоторые для этого даже кредиты берут на большие суммы.
Порой просто на страничке в соцсети выскакивает реклама «Продажа акций «Газпрома». После клика открывается специальная форма, где человек оставляет все свои данные, в том числе и телефон.
Ему перезванивают, представляются сотрудниками крупной европейской фирмы и предлагают начать хорошо зарабатывать. Помогают создавать «личный кабинет» на сайте, где в любой момент можно удостовериться – без особых усилий доход стабильно растет.
Сумма баланса приятно радует. Но только до того момента, как клиент попытается вывести средства и поймет, что сделать это просто нереально. Вначале надо заплатить комиссию, налог – в соответствии с правилами Евросоюза, в чьей юрисдикции якобы и находится этот ресурс…
А на самом деле все очень просто: сайт администрируется такими же мошенниками, и в реальности никаких денег там просто нет.
Сознательно обманывают
Удивительно, но не теряет своей популярности и эффективности старый способ «ваш близкий родственник попал в беду».
Сейчас это делается профессионально, используется технология подмены номеров, чтобы у того, кому звонят, не было сомнений – это на самом деле телефон ГИБДД или прокуратуры, – отмечает Руслан Гашимов, начальник отдела по раскрытию хищений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Красноярскому краю. – Мы регистрируем одновременно работу по всем регионам страны, и это сотни звонков ежедневно.
Разыгрываются целые спектакли – в кол-центрах есть и женские, и мужские голоса, которые и плачут, и кричат – все, чтобы убедить в реальности происходящего. Говорят, что нужна для «урегулирования» проблемы круглая сумма денег, забирать которую приезжает курьер. И если сотрудники кол-центра могут находиться за тысячи километров, то он из числа местных жителей, как правило молодых парней, которым хочется быстро заработать.
Кстати, таким любителям легких денег грозит тюрьма за пособничество. Только в этом году в Красноярске было задержано 11 курьеров, все сейчас в СИЗО. Иногда они говорят, что ничего не знали, но это не так. Их обязывают соблюдать меры конспирации: обязательны капюшон, медицинская маска. И представляться надо не иначе, как «водителем прокурора» или «помощником следователя». Иными словами, они сознательно идут на обман.
Не так давно появилась новость о том, что в следственном управлении ГУ МВД по Ленинградской области окончили расследование дела, когда мошенники выманивали деньги у пенсионеров.
Оказалось, что колл-центр был организован на территории Украины: оттуда звонили и представлялись сотрудниками налоговых и правоохранительных органов, работниками благотворительных фондов, международных организаций.
Аферисты сообщали пожилым людям о якобы положенных им компенсационных, льготных и других выплатах. Однако, чтобы их получить, необходимо заплатить «налог»…
Киберпреступность растет
Резко сократилось количество мошенничеств после 24 февраля, причем не только у нас, но и по всей стране, по двум направлениям, характерным именно для Украины, – говорит Руслан Гашимов. – Речь идет о звонках «сотрудников банков» и «заработках на бирже», 99 процентов из них поступали из соседней страны. Приведу такой пример: с 1 января по 24 февраля на территории края было зарегистрировано 412 таких звонков, то есть примерно 7,5 в сутки. А с 24 февраля по 15 марта их всего было 10. Но сейчас объемы стали постепенно восстанавливаться – уже поступает по 1–1,5 звонка в сутки.
Самое большое поле деятельности у мошенников – такие интернет-площадки, как «Юла», «Авито» и т. д. Там они могут поживиться сразу несколькими способами. К примеру, выставив объявление о продаже товара по привлекательной цене, просят перевести на карту предоплату – чтобы убедиться в серьезности намерений. После этого с сайта пропадает и сам товар, и аккаунт продавца.
А бывает и наоборот: мошенник звонит реальному продавцу, выражает заинтересованность и предлагает внести часть суммы на карту. Ничего противозаконного здесь вроде нет, но только до того момента, пока «покупатель» не начинает выспрашивать у продавца все данные по карте – номер, срок действия, код с обратной стороны «пластика». Получив всю интересующую информацию, мошенник исчезает, никаких средств, разумеется, не поступает: наоборот, с карты исчезают все имеющиеся там деньги.
У крупных ресурсов по перепродаже товаров есть такая услуга, как «безопасная сделка». Чтобы получить деньги от продажи, покупатель должен оплатить товар, получить его и подтвердить это на странице заказа, после чего деньги приходят автоматически, получить их до завершения сделки нельзя. Но мошенники стараются скинуть ссылку для оплаты на какой-то сторонний, фишинговый, ресурс – причем не на самом сайте, где они блокируются, а в стороннем мессенджере…
Иными словами, смотреть в оба нужно везде – ведь перевести деньги мошенникам легко, а вернуть их гораздо сложнее.
Если человек все делает по своей воле, передает мошенникам деньги или платежные реквизиты свои, которые являются доступом к деньгам, банк за это не несет ответственности и деньги не возвращает, – предупреждает Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Да, надо писать заявление кредитору и подавать заявление в полицию. А пока идут разбирательства, человеку платить по кредиту, чтобы не испортить кредитную историю, – в том случае, если мошенники попросили его взять кредит. Сумма по операциям, проведенным без согласия клиента, в России в прошлом году составила 13,5 миллиарда рублей – огромная цифра, годом ранее было 10 миллиардов. Киберпреступность растет.
В полиции отмечают, что порой преступники уже после задержания возмещают ущерб – но лишь в том случае, если это небольшие суммы. Если вы отдали миллион и больше, денег вы, скорее всего, уже не увидите.
Не наступать на грабли
На портале «Финкульт» ЦБ РФ есть специальный раздел «Грабли», где делятся своими историями те, кто уже повстречался с мошенниками. О каких схемах предупреждают жители нашего края?
Анна, Норильск:
– Я получила СМС о том, что кто-то положил мне на телефон 400 рублей. Потом позвонил мужчина и сообщил, что по ошибке отправил сумму на чужой (мой) счет. Я вежливо выслушала его и предложила решить проблему с помощью оператора. Мужчина ответил, что оператор ему отказал, а сам он инвалид, для него 400 рублей – большие деньги. Я повторила, что мое участие в возврате необязательно. Далее последовали настойчивые и грубые требования немедленно вернуть ошибочный перевод. Решить эту проблему через оператора не составляет труда, поэтому не стала терпеть хамство и просто положила трубку. Я еще раз просмотрела СМС о поступлении средств, на этот раз внимательно, и поняла, что оно только имитирует СМС от мобильного оператора, на самом деле это просто какой-то абстрактный номер. Я проверила баланс на телефоне и убедилась, что он не пополнялся на 400 рублей.
Тимур, Железногорск:
– В соцсети вылезла реклама о том, что государство начало выплачивать всем деньги по номеру СНИЛС – до 120 000 рублей! Якобы ввели такой новый закон. Причем пост выглядит как новость от известного ТВ-канала с фоткой ведущей из студии. И под ним много комментариев от людей, которые уже получили деньги. По ссылке «Подробнее» открылся сайт какого-то фонда, и написано, что сегодня они выплатили людям уже несколько миллионов рублей. Надо ввести номер СНИЛС, и тогда узнаешь, сколько денег тебе полагается. Я поверил и ввел свой номер СНИЛС. Дальше появились строки с суммами от разных страховых и внизу написано, что могу получить 115 000 рублей. Я нажал кнопку ПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ, и тут началось самое интересное. Сайт сообщил, что надо заплатить с карты какую-то комиссию 200 рублей за подключение к базе. Я оплатил, и потом с меня просят еще 500 рублей за идентификацию личности и проверку личных данных. Вот тогда до меня уже дошло, что это какой-то развод на деньги. И вдруг получаю СМС от банка, что с карты попытались снять еще 1 000 рублей. Хорошо, что на моей карте не было больше денег. На всякий случай карту заблокировал. Люди, не ведитесь!
Лина, Красноярск:
– Хочу поделиться своей историей. Надеюсь, она кого-то чему-то научит. Участвовала в онлайн-опросе, за который мне обещали 15 000 рублей. Оказалось, что это мошенники, с меня взяли комиссию 100 рублей, а потом сняли с карты все, что там было, – еще четыре тысячи с лишним. Я очень расстроилась и разозлилась, но сама была виновата. Написала на сайт онлайн-опроса гневные отзывы, напостила в соцсетях много информации об их схеме – предупредила всех, что это полный развод.
И вот вчера мне приходит письмо от Центра финансовой защиты. Пишут, что они возвращают деньги людям, которых мошенники обманули и обокрали в интернете. Я думаю: ура, ну наконец-то! Перешла по ссылке на их сайт, вбила последние цифры с номера карты и нажала «проверить свою компенсацию». Высветилось, что мне дадут аж 50 000 рублей! Я подумала, что очень много, но там были отзывы людей, которые чуть ли не по 150 000 получили.
Потом открылся чат с юристом. Надо было ответить на вопросы онлайн. Мы поговорили в чате, я рассказала, как меня обманули, сообщила ФИО и свой номер телефона. Он мне на это пишет, что для оформления документов надо оплатить его услуги – 500 рублей, и скинул ссылку. Я перешла и оплатила.
Короче, это тоже оказался лохотрон!!! У меня с карты сняли сразу 3 000 рублей и потом пытались снять еще какую-то сумму, но ее на карте не было уже! Я не понимаю, как так можно обманывать людей! Я звонила в банк, они сказали мне срочно заблокировать карту и писать заявление в полицию. Не верьте никому в интернете.
Защита от аферистов
Объемы мошенничества таковы, что на «Госуслугах» уже появились полезные советы о том, как противостоять похитителям.
- Никому не сообщайте и нигде не записывайте секретные данные карты: ПИН-код, CVV-код с обратной стороны, коды из СМС, логин и пароль для входа в мобильный и онлайн-банк
- Заведите отдельную дебетовую карту для онлайн-покупок и держите ее с нулевым балансом. Пополняйте эту карту ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты
- Пользуйтесь мобильным и онлайн-банком только через защищенный Wi-Fi или через мобильный интернет. Wi-Fi в общественных местах не дает нужной защиты – мошенники могут легко перехватить данные
- Подключите двухфакторную аутентификацию в финансовых приложениях, подтверждайте оплаты кодом из СМС- или push-уведомлений
- Подключите СМС- или push-уведомления от банка обо всех операциях по карте. Это платная услуга, зато с ней вы сможете своевременно обнаружить, если кто-то попытается похитить деньги
- Установите на телефон приложения для определения номеров – они уже умеют определять некоторые спам-звонки и звонки от мошенников
- Скачивайте мобильные приложения банков только в официальных магазинах – Google Play и App Store
- Если получили подозрительное сообщение или звонок – перепроверьте информацию, позвоните в банк или лично тому человеку, который просит о помощи
- Для разных банков используйте разные пароли
- Установите антивирус на мобильный телефон, ноутбук и компьютер
- Не храните на телефоне фото и заметки с данными банковских карт
- Все неизвестные флешки проверяйте на наличие вирусов
- Адреса сайтов финансовых организаций и интернет-магазинов сверяйте с официальными доменными именами