Утро в красноярской гостинице началось для нашей героини неожиданно. После завтрака ей сразу начали задавать вопросы журналисты издания gnkk.ru.
В Красноярске Юлия Осетинская уже в третий раз, на этот раз она прилетела для участия в кинофестивале «Герой», организатором которого является «Енисей кино». За эту поездку генеральный продюсер успела побывать в Зеленогорске и погулять по центральным улицам краевой столицы.
Если бы мы хуманизировали Красноярск в «Союзмультфильме», то это, однозначно, было бы что-то мощное, сильное, молодежное, креативное, с нестандартным мышлением, энергичное и способное развиваться. Возможно, это был бы даже медведь, так как образ очень близок к Красноярску
Генеральный продюсер «Союзмультфильм» Юлия Осетинская призналась, что это интервью для нее самое раннее, ведь по московскому времени на тот момент было только четыре утра.
Я, наверное, больше всего ассоциирую себя сейчас с Шариком-блогером, потому что даю интервью. Кто бы еще был готов разговаривать под камерами так рано? На такую авантюру подписался бы только Шарик
– Давайте поговорим о студии «Союзмультфильм». Расскажите, на какую аудиторию вы ориентируетесь при создании новых анимационных проектов?
– Мы выделяем четыре детских возрастных категории: от года до трех лет (на эту группу ориентированы проекты «Енотки» (0+), «Чуч-мяуч» (0+), «Пластилинки» (0+)), от четырех до шести лет (проекты «Оранжевая корова» (0+) и «Зебра в клеточку» (0+)), от семи до девяти лет (проекты «Новое Простаквашино» (0+) и «Крутиксы» (0+)) и подростки. У каждой группы есть свои вкусы и предпочтения, но основное — привлекательные образы и захватывающие истории, которые нравятся не только детям, но и взрослой аудитории.
– Прислушиваетесь ли вы к идеям своих зрителей и меняете ли сценарий по их просьбе? Как вы изучаете их потребности?
– Смотрим, какие рейтинги у проекта, какие запросы идут в WordStat и YouTube и анализируем просмотры. Наши специалисты проводят фокус-группы, где спрашивают у детей мнение о проекте и записывают все комментарии от них. На основе этих ответов мы снова начинаем анализировать, отсматривать и, возможно, вносить изменения в проект.
Мы всегда спрашиваем мнение зрителей в комментариях, иногда мы вдохновляемся историями, которые нам присылают, и можем даже создать на ее основе серию
Когда мы только запустили «Простаквашино», то зрители писали нам, что хотели бы больше узнать о дяде Федоре, так у нас появилась девочка Оля, которая простраивает линию симпатии с героем. Потом зрители попросили больше историй в городе, и мы перебрались в тот самый дом и подъезд, где Матроскин учил Дядю Федора есть бутерброд.
Мы стараемся прислушиваться к нашим зрителям, но быстро воплотить задуманное в жизнь мы не можем из-за долгого производственного цикла, где одна серия может создаваться от шести до девяти месяцев.
– Как вы сохраняете интерес к детским проектам у взрослых?
– Мы стараемся чаще приглашать медийных лиц. Недавно в «Простоквашино» побывал Сергей Жуков, его персонажа отрисовали в стилистике мультсериала, и певец сам озвучил свою мультяшную проекцию. Следующим гостем в мультдеревне стал шоумен Гарик Харламов. Всего за неделю серия с его участием набрала больше миллиона просмотров.
Также наших героев озвучивают знакомые для многих голоса. Например, почтальона Печкина озвучивает Иван Охлобыстин, а няня Маргарита Егоровна говорит голосом Татьяны Васильевой. Кота Матроскина озвучивает Антон Табаков, сын актера, озвучившего кота еще в оригинальном сериале.
– Может ли актер озвучки повлиять на характер уже прописанного героя?
– Конечно. Например, наш Шарик сменил несколько «голосов». Сначала его озвучивал Гарик Сукачев, потом Павел Деревянко и сейчас — Никита Волков. По последним сериям многие зрители заметили по голосу, что Шарик помолодел. Изменение актера озвучки влияет и на характер, поэтому мы стараемся корректировать сценарии под них. Также актеры могут иногда сами сымпровизировать, например, добавить в диалоге слово от себя или выдать интересную реакцию, такое мы можем и оставить в итоговом варианте.
– Ориентируетесь ли вы при создании анимации на прошлые проекты, как в случае с голосом Матроскина от отца и сына, чтобы заинтересовать взрослых узнаваемыми персонажами?
– Да, но не всегда. За свою длинную историю «Союзмультфильм» выпустил множество мультфильмов, которые стали узнаваемыми у взрослой аудитории. Я даже не стесняясь скажу, что бабушки и дедушки тоже выросли на наших мультфильмах, даже уже, наверное, и прабабушки с прадедушками, потому что в этом году «Союзмультфильму» исполнилось 88 лет. Образы объединяют детей и родителей, таким образом у них появляются темы для обсуждения. Взрослым сложно поддерживать разговор про незнакомых героев, а вот характер Шарика или Матроскина им понятен, так и разговор сложится на равных.
Вы уже начали разговор, что немаловажно, потому что действительно у взрослого и ребенка не так много моментов для соприкосновения, где глубоко понимают ситуацию сразу оба.
– У студии «Союзмультфильм» в разное время вышло два проекта о Простоквашино. Какое из них чаще смотрят дети: старое или новое?
– Конечно, новое, у старого «Простоквашино» всего три серии. К тому же диалоги в классической трилогии для современных детей непонятны. Как оказалось, детям знакомы курьеры и доставщики, но ни не знают, чем занимается почтальон. Многие считают, что почтальон Печкин — имя и отчество.
Сейчас наши персонажи говорят на понятные и актуальные для современной аудитории темы, поэтому новое «Простоквашино» завоевало народную любовь
К тому же многие герои получили у нас современные хобби, так, Шарик стал блогером. Он всегда любил фотографировать и у него было фоторужье, но современным детям намного понятнее, когда Шарик появляется в кадре со смартфоном, а не с ружьем. Они не понимают, как ружье может фотографировать.
– Почему вы решили отклониться от каноничного «Простоквашино» и ввести новых персонажей?
– Изначально, появление няни Маргариты Егоровны (Мигеровны, как называет ее дядя Федор) было связано планами показа сериала за рубежом, в Европе. Для этого рынка оказалась неприемлемой ситуация, когда дети живут одни без присмотра взрослых, поэтому мы ввели в проект воспитательницу.
– Если мы посмотрим на культурный код, который остался после двух эпох «Простоквашино», то увидим, что больше крылатых фраз все же из старого-доброго советского мультфильма. Как вы думаете, почему старое «Простоквашино» больше ушло «в народ», чем новый проект?
– У нас была одна передача «Спокойной ночи, малыши» (0+) и мультфильмы по расписанию, тогда в доступе не было детского канала или видеохостингов. И то, что мультфильм расхватали на цитаты связано с тем, что у нас не было разнообразия, которое есть у современных детей.
«Союзмультфильму» так повезло, что его нельзя описать одним персонажем, их, наверное, 15—20 как минимум. Для каждого «Союзмультфильм» — это свой определенный герой.
Раньше серия выходила раз в год, и дети ждали продолжения и пересматривали за это время старую серию «до дыр». В то время «Союзмультфильм» выпускал около 30 серий в год, и тогда этого было достаточно. Что такое для современных детей эти «30 серий»? Сейчас дети чисто физически не могут поглотить весь контент, который им предлагается, поэтому серии уже не так часто пересматриваются.
– А какие еще старые мультики планируете вернуть?
– У нас уже прошло возвращение «Простоквашино», «Ну, погоди» (6+) и «Умки» (0+). До конца года мы планируем выпустить мультсериал на спортивную тему по мотивам легендарных мультфильмов режиссера Бориса Дежкина «Шайбу! Шайбу!» (0+) и других.
– Назовите самые значимые сериальные проекты за последнее время.
– Сериальных проектов мы запустили уже достаточно – только в детских телеканалов ,онлайн кинотеатров их 13. В среднем у проекта выходит от двух до четырех серий в месяц.
А вот полнометражные фильмы — всегда очень длительный процесс
Мы уже сделали первые пробы пера – представили полный метр «Суворов. Великое путешествие» (6+), а затем вместе с партнерами, компанией «Magic Factory» — ленту «Чинк, хвостатый детектив» (6+). Сейчас совместно с теми же партнерами мы готовим к премьере еще один приключенческий фильм — «Формула воды».
– Есть ли в планах создание полнометражных фильмов?
– Да, сейчас у нас уже в планах два проекта: «Малуша» и «Тайны Чароводья». Про первый проект пока сохраню тайну, но расскажу про второй. Мы сразу хотим запустить франшизу по пяти книгам Юлии Ивановой «Тайны Чароводья» (12+). Для нас это серьезная и глобальная работа и мы надеемся, что она найдет своих зрителей. Сама автор в курсе всего творческого процесса, и с ней мы все согласуем и советуемся.
– С какими еще авторами помимо Юлии Ивановой вы сотрудничали?
– С Дарьей Донцовой — она работала над сериалом «Тайны Медовой долины» (0+) и является соавтором многих его сюжетов. Также писательница является соавтором фильма «Чинк, хвостатый детектив».
– Настолько мне известно, мультфильм «Чинк, хвостатый детектив» стал участником кинофестиваля «Герой». Почему именно его представили на фестивале?
– Это связано с его главным героем – бельчонком Чинком – это очень яркий персонаж, непоседливый детектив, который по ходу сюжета многому учится и меняется. Интересно, кстати, что этот фильм создавался на игровом движке, а персонажи в нем двигаются с помощью технологии захвата движения, то есть всех персонажей играют актеры, к которым подключены различные трекеры и датчики.
– При создании мультфильмов нужно обращать внимание на популярные направления, чтобы быть в тренде. Что популярно в анимации сейчас?
– Во всем мире сейчас популярны ребуты, сиквелы, приквелы, различные продолжения историй со знакомыми персонажами. В этом году, например «возвращение» проектов «Головоломка» (6+), «Кунг-фу Панда» (0+), «Мегамозг» (0+) и другие. Также все чаще происходит сближение гейм-индустрии и анимации и фильмов. Мы видим большое количество сериалов, основанных на играх, из популярных — «Аркейн» (16+) и «Братья Супер Марио» (6+).
Трендом можно считать и мультивселенные, то есть проекты, которые становятся сериалами, полными метрами, спектаклями, у которых вырастает продажа сопутствующих товаров. Мы сейчас стараемся войти в этот тренд и недавно зашли на площадку Roblox и создали там деревню Простоквашино. То есть эта тенденция общения с аудиторией на разных площадках.
Сейчас также развивается взрослая анимация. Из-за проекта «Любовь. Смерть. Роботы» (18+) качество взрослой анимации технологически выросло в разы. Еще одним популярным направлением стал супер реализм, как «Король Лев» (6+), где практически не отличить реальных зверей от анимационных. Наравне с этим популярным стала стилизация, например, стилистика 1980-х годов, и смешение стилей, например, 2D, 3D и реальные съемки.
– Правда ли, что рисованная анимация уходит в прошлое?
– Нет, это миф. Аниматоры, правда, теперь рисуют не на бумаге, а на компьютерах, но это все еще остается рисованная анимация. Все этапы остаются теми же, но более упрощенными, теперь не нужно отдельно закрашивать слой, ставить его на сушку и так по кругу, сейчас для этого есть отдельные профессии, например, заливщики, которые закрашивают заготовки.
– Какие сложности сейчас есть в анимационной индустрии?
– Мы сталкиваемся со сложностями различного рода технологических ограничений, также у нас есть проблема нехватки кадров. Всего в процессе создания анимации участвуют более 40 специалистов: моделеры, риггеры, аниматоры, художники, сценаристы, режиссеры, и многие-многие другие. Поэтому мы очень рады, что во многих регионах обратили внимание на наше направление и стали открывать учебные заведения и факультеты, связанные с анимационными профессиями.
– Кто на данный момент является конкурентом анимационной индустрии?
– Мы сталкиваемся с конкуренцией игровой индустрии, потому что сейчас иногда сложно понять, где заканчивается анимация и начинается компьютерная игра.
– Используете ли вы нестандартные решения в детской анимации?
– Да, сейчас у нас в работе есть один такой проект под названием «Крутиксы». Это история, ориентированная старшую группу детского сада и младшую начальную школу. Она рассказывает о супергероях – персонажах серии комиксов компании Bubble. Кстати, на «Союзмультфильме» это первый супергеройский мультфильм, а еще для нас это первый сериал, который имеет горизонтальный сюжет.
Сейчас у нас уже готовы два сезона, планируем еще сделать мини-сезон. На самом деле, все всегда зависит от зрителя, его интереса и востребованности героев.
«Крутиксы» — проект, где есть вертикальная и горизонтальная линия. То есть в сериале есть сквозной сюжет, который развивается в каждой части, но если не следовать хронологии, то сюжет все же будет понятен зрителю. Такой формат удобен и для трансляции на телеканалах, где можно не придерживаться порядка выхода серий, так как суть повествования будет понятна и без этого.
– У вас есть опыт работы с авторской анимацией?
– Авторскую анимацию мы очень любим, в год на нашей студии производятся примерно 10 таких мультфильмов. Авторы таких проектов нередко работают и у нас, иногда они берут паузу в коммерческой анимации для работы над своим фильмом.
– Вы используете современные технологии в работе студии?
– Мы сейчас активно пытаемся подружиться с искусственным интеллектом и внедряем его в наш pipeline (производство анимации). Искусственный интеллект используется в помощь нашим художникам или сценаристам, которые могут почерпнуть оттуда идеи или быстро уточнить информацию. Мы следим за различными технологическими трендами, это для нас важно.
В завершение мы спросили у Юлии о том, какой мультфильм от студии «Союзмультфильм» ее самый любимый, и она не смогла выбрать.
Я люблю все проекты, в первую очередь из современного «Союзмультфильма», потому что они уже для меня как минимум друзья, как максимум — дети
Юлия отметила, что каждый проект создается с целью принести что-то интересное, веселое или познавательное для его зрителей.