Около двух лет назад, после взрыва газа на улице Высотной, незаконным перепланировкам стали уделять особое внимание. Жителей города призывали сообщать обо всех подозрительных переделках в администрацию Красноярска. Что изменилось за это время? Была ли решена проблема?
Подать в суд
Судя по большому количеству объявлений о продаже или аренде «уютных» комнат со «свежим ремонтом», о кардинальных изменениях говорить преждевременно. Никто не застрахован от появления такого жилья в собственном доме. В любой момент у большой квартиры может появиться новый хозяин, которого привлечет идея поделить ее на несколько гостинок и сдавать по 8–10 тысяч рублей в месяц.
Несколько лет назад, когда «доли» были скорее экзотикой, нежели обыденным явлением, я побывала в гостях у владелицы четырехкомнатной квартиры по улице Копылова. Она провела меня по всем комнатам, показывая желтые пятна на потолке и подтеки на стенах.
– Я уже лет пять не делала ремонт, – рассказала она. – Зачем? Надо мной несколько гостинок, жильцы которых регулярно устраивают потопы. Но они – просто арендаторы. А сам хозяин никаких распоряжений о приведении квартиры в первоначальное состояние выполнять не желает.
Такое жилье является еще и дополнительной нагрузкой на инженерные коммуникации: там устанавливаются и отдельные санузлы, и душевые кабины, и электрические плиты…
– В Красноярске продолжается работа по выявлению фактов самовольных перепланировок жилых помещений, – заверили в департаменте городского хозяйства администрации Красноярска. – Так, в течение июня было обнаружено 46 перепланированных квартир, в июле – 16, в августе – 18. В целом с 2011 года по август выявлено 492 самовольно перепланированных жилых квартиры, 121 из них – «гостиничного» типа. Помещения, в которых перепланировка выполнена с нарушениями требований безопасности, хозяева обязаны за свой счет вернуть в первоначальный вид. Если эти требования не выполняются в установленные сроки, надзорные органы подают на владельцев такой недвижимости в суд и требуют восстановления уже в рамках судебных отношений.
Но есть еще одна сторона проблемы. Что делать несчастным собственникам, у которых денег хватило только на такую недвижимость? Не получают они заработную плату в том объеме, что может удовлетворить строителей и руководство банков. Ведь одни постоянно поднимают цены на квартиры, другие – ставки по ипотеке.
Председатель инициативной группы жителей Красноярска Сергей Бондаренко отмечает: в настоящий момент идет совместная работа с органами местного самоуправления. Возможно, какие-то приемлемые пути решения проблемы будут найдены.
– У некоторых почему-то сложилось впечатление, что доли заселены сплошь асоциальными элементами общества, – говорит Сергей Бондаренко. – Но я-то побывал как минимум в двадцати таких «квартирах» и могу сказать, что 99 % жильцов – совершенно нормальные люди. Причем их, по нашим подсчетам еще двухлетней давности, не менее 70 тысяч человек. Разве они виноваты в том, что у них нет средств на покупку нормальной квартиры? Открывали мне двери и молодые пары, и просто одинокие люди. Один из жильцов – пожилой мужчина – рассказал: жена умерла, дети выросли и создали свои семьи. Не захотел он мешать, отдал свою квартиру, а сам переселился в гостинку.
Закон суров, но…
Если переделанные из квартир гостинки находятся на первом этаже, то их в ряде случаев еще можно узаконить. Но на нахождение пяти раковин и унитазов над обычной квартирой второго, пятого и выше этажей никакие специалисты никогда глаза не закроют. Если перепланировку обнаружили и подали в суд, то его решение надо будет исполнять. Иначе… за дело берутся судебные приставы.
– Мы применяем те же самые меры, как и в случае с имущественными взысканиями, – поясняет Андрей Кабиров, руководитель пресс-службы УФССП России по Красноярскому краю. – К ним относятся штрафы за неисполнение законных требований судебного пристава, ограничение выезда за границу. Мы должны обязать восстановить, например, снесенную стену. Могу сказать точно: 99,99 % граждан без «воздействия» с нашей стороны добровольно ничего восстанавливать не будут. Процентов 80 «должников» – это те, кто делает мини-гостиницу с крошечными комнатушками.
Застать такого хозяина – задача сложная. Арендаторы утверждают, мол, мы ему скидываем деньги на банковскую карту, а его видим раз в полгода. Или за суммой приходят его «поверенные».
На самом деле большая проблема, когда владельцем такого кусочка квартиры является человек, которому буквально некуда деваться: это его единственное жилье. Тогда мы обращаемся в суд о признании сделки купли-продажи ничтожной. Незадачливому владельцу остается взыскивать стоимость жилья с продавца, но для него это дело тоже неимоверно сложное. Есть судебные решения о выселении. Но когда человек деньги отдавал, он же не мог не понимать, что идет на определенный риск: перепланировка совершена незаконно, поскольку легализующих ее документов нет.
Увы, на снисхождение суда тут вряд ли приходится надеяться. Не так давно в новостях появилось сообщение об обжаловании жительницей Красноярска действий судебного пристава, ограничившего ей выезд за рубеж. Итог рассмотрения обращения судом был ожидаем: пристав прав, а квартиру – вернуть в ее исходное состояние.
Вопрос не риторический
Конечно, всегда можно сказать: разве не проще было подумать перед тем, как отдавать деньги за странное жилье, которое с очень малой долей вероятности будет когда-либо считаться законным? Но, во-первых, финансовая и правовая грамотность значительного количества людей очень низкая. А во-вторых, много ли у них приемлемых вариантов решения квартирного вопроса? Цена доли в среднем в зависимости от площади от 850 тысяч рублей до 1 миллиона 200 тысяч. За эту сумму можно купить комнату в общежитии. Студия площадью 28 метров стоит уже около 1,8 миллиона рублей. Есть в настоящий момент на жилищном рынке предложения купить 18 метров за 1,3 миллиона рублей. Но это – долевое. Нужно вложить деньги, а потом ждать, пока дом введут в эксплуатацию. В какой-то степени безальтернативность – причина сложившейся ситуации.
А ситуации, когда решение суда исполнялось, есть.
– В Советском районе в рамках исполнительного производства мы привлекали строительную компанию. Все дополнительные унитазы и раковины были демонтированы, стены возведены прежние, – рассказывает Андрей Кабиров. – Из «двушки» там сделали четыре гостинки. Ну а расходы на переделку понес владелец квартиры. И это вполне справедливо. Такие переделки – это не просто неудобства для жильцов. Это может быть еще и опасно. Не так давно мы работали с должником, которая снесла стену между кухней и гостиной. А стена-то была капитальной. У соседей по пятиэтажке закачался пол…
По информации департамента городского хозяйства, в 2014 году в районные суды города Красноярска собственниками подано 131 исковое заявление о сохранении помещений в перепланированном виде. Удовлетворено судами 63 иска, в удовлетворении трех исков отказано, 65 находится на рассмотрении. В настоящее время у судебных приставов находится 50 исполнительных производств.
Выход из ситуации предлагает Сергей Бондаренко:
– Необходимо, чтобы проектно-строительная организация, имеющая лицензию, выполнила для каждой квартиры проект перепланировки, а при необходимости провела строительные работы по укреплению проемов и т. д. Далее документы отправляются в департамент городского хозяйства Красноярска. После их согласования перепланировку узаконивают через суд. Расходы несут сами собственники.
Однако такие «гостинки» узаконить можно далеко не всегда. И вопрос о том, что делать с тысячами людей, которые там живут, – совсем не риторический.
Важно знать
Право перепланировать жилое помещение имеет каждый собственник. Однако это необходимо делать не только в соответствии с законодательством, но и предварительно получив согласование с органом местного самоуправления. Узаконить перепланировку возможно в департаменте городского хозяйства администрации города. Для этого необходимо представить соответствующие документы. Более подробная информация о порядке согласования опубликована на официальном сайте администрации Красноярска в разделе «Город сегодня/городское хозяйство/жилищный фонд /перепланировки».