В России собираются запретить слабоалкогольные энергетические напитки. Разработка соответствующего законопроекта в Государственной думе практически завершена. Дело, кривляться не стану, хорошее, нужное. Сколько можно тянуть-то? За десять лет, что на слабоалкогольном рынке в России лидируют энергетики «с градусом», подросло активно пьющее поколение. Так что лучше уж припоздниться, чем вовсе игнорировать проблему.
Об опасности смеси этилового спирта с энергетической газировкой говорится давно. Неоднократно об этом писала и наша газета.
Еще раз, если конспективно. Нарицательным именем для всей подобной продукции стал напиток, именуемый в народе «яга». Аналогов у него – вагон и телега. Такие напитки содержат таурин, глюкозу и синтетический кофеин. Все – в дозах совершенно конских. Отсюда – нервные тики, спазмы зрачка, гастрит и прочие гадости. Ну а про такую болезнь, как алкоголизм, и говорить не стоит. Основной потребитель этих напитков – недавно пристрастившийся к пьянству школьник лет 12–15.
В общем, еще несколько лет жизни такой – и принимай, страна, новое поколение. По сравнению с которым даже мои ровесники в самые неразумные свои годы (а мы отроками безбородыми пили далеко не португальский портвешок и даже за спиртом «к бабке на точку» бегали) покажутся чуть ли не фанатичными адептами трезвости.
В успехе законопроекта сомневаться не приходится. Да и на практике он будет работать – заветную «ягу» подросток уже не купит, ее просто перестанут производить.
С другой стороны, не купит «ягу» – купит что-нибудь еще. И уж не ряженку, будьте уверены. Ничто не помешает подростку смешать водку и безалкогольный энергетический напиток. Скажете, что водку у нас нельзя продавать лицам, не достигшим совершеннолетия? Так ведь и коктейли по закону нельзя.
При всей нужности и простоте реализации от этой инициативы веет безысходностью какой-то… Ведь, будем откровенны, соблюдайся и совершенствуйся существующий в России регламент продажи спиртного, вся эта «яга» исчезла бы с прилавков без всяких запретов, быстро и безболезненно. Эти напитки не очень популярны среди тех, кто может их купить по закону. И если бы алкоголь строго отпускался лишь совершеннолетним, то продажи алкоэнергетиков обрушились бы с шумом и треском. Повторимся, основному их потребителю – меньше восемнадцати.
Что касается формы продажи алкоголя, то тут не надо ничего изобретать. Во многих цивилизованных странах, в той же Швеции, на продажу алкоголя существует строгая государственная монополия. Нам, думается, это не очень подходит – частный бизнес обладает большей гибкостью, чем склонная к неповоротливости государственная машина. Ну и коррупция в этой сфере явно зацветет пышным цветом.
А вот к американской системе стоит присмотреться. В США все организовано достаточно разумно и универсально. Вот какую картину я увидел в Нью-Йорке три года назад. В «просто магазинах», которые в больших городах работают круглосуточно, продается только пиво. Там же можно купить безалкогольные энергетические напитки (алкогольные там в принципе не продают, как и во многих других странах). Все, что покрепче, – в специализированных магазинах, которые работают до 23.00. Слабоалкогольные коктейли включительно, причем их ассортимент невелик и стоят они недешево. Рецептуру там блюдут строго – если написал на этикетке «ром-кола» или «джин-тоник», то, будь любезен, используй настоящий ром и джин. А не химические отдушки, как заведено у российского производителя. На Западе существует целая культура коктейля – его принято заказывать в барах или самому готовить на вечеринках, а не покупать в двухлитровых пластиковых бутылках.
Ну и понятно, что продавец не станет рисковать лицензией и всегда спросит удостоверение личности у молодо выглядящего покупателя, дабы не продать ненароком спиртное кому не полагается. Есть масса примеров, когда убеленным сединами джентльменам не продавали бутылку бурбона, так как у них не было при себе документа, доказывающего то, что им «уже можно». Среди таких есть и мои знакомые, они мне и рассказали. Бред, конечно. Но, глядя на компанию школьников, квасящих какую-то химию, понимаешь, что с данным конкретным бредом ты готов мириться.