Это уже серьезно

Это уже серьезно

Советский Союз был достаточно закрытым рынком. Это не было его плюсом – «железный занавес» тормозил не только социокультурные контакты, но и развитие экономики. Однако импорта на полках почти не было, и Союз, во всяком случае по части продовольствия, обходился своими силами. В крайнем случае на рынке оказывались болгарский перец, венгерский горошек и что-нибудь еще из Африки или стран соцлагеря.

Вернуть рынок себе!

Запад между тем давно уперся в потолок и искал новые рынки сбыта. И когда Союз распался, Россия пришла в Европу с протянутой рукой, Запад охотно подбрасывал ей символическую помощь: кредиты МВФ, облигации покупал или что-то еще. Однако неизменным условием, под которые Россия получала кредиты, было шаг за шагом открытие российского рынка для импортных товаров. В итоге продовольствие к началу 2000-х в России практически полностью завозилось из-за рубежа. В обмен на такую щедрость мы и членами «Большой восьмерки» стали, и в ОБСЕ нам посидеть разрешили, и даже с НАТО «по-партнерски» поговорить. Но по большому счету, российский рынок был сдан Западу, и продовольственная безопасность страны стремилась к нулю.

В 2000-х начался новый виток. Россия вернула большую часть долгов, набрала веса и заявила о себе как о равноправном партнере. Запад увидел в этом угрозу и под первым же благовидным предлогом начал закрывать свои рынки от российских товаров. Более того, в западных странах действует прямой запрет на поставку в Россию технологий. То есть российский резидент не может, например, купить последнее поколение технологий строительства нефтеперерабатывающего завода – западным компаниям просто запрещено их продавать. Внешнеэкономическая игра обострилась на фоне кризиса на Украине и переросла в совсем уж неприкрытую санкционную войну. Но Россия, вопреки обыкновению, на этот раз терпеть не стала и ответила: в июле президент объявил о встречном запрете поставок в Россию западного продовольствия. Надо ли говорить, какой ответный удар нанесла Россия западным экономикам?

Пора набирать очки

Но нокдаун Запада – его проблемы. Нам в этот момент следует подумать, как самим набрать очки. Что дает нашему сельхозпроизводителю зачистка рынка, пусть и временная, от западных продуктов? В первую очередь более легкий сбыт. То есть фермер теперь легче продаст свои товары, во всяком случае, математически это вроде бы так.

Но есть проблемы. Во-первых, чтобы больше продать, надо больше произвести, а это производственный рывок, на который не каждый способен. Во-вторых, крупные торговые сети с большой неохотой идут на контакт с местными фермерами, их интересуют гиперпартии товаров, а не 20-30 тонн моркови, выращенной в каком-нибудь небольшом хозяйстве Сухобузимского района. В итоге может статься, что и импорта на прилавках не станет, и российского продовольствия не прибавится. Проиграет в итоге потребитель – каждый из нас.

Что делать? Россия в сельскохозяйственном смысле – очень «пестрая» страна: каждый регион специфичен, и из Москвы всего не разглядишь. Поэтому центр активности в решении сельскохозяйственного вопроса находится в регионах, и быстрота реакции на временное потепление на рынке здесь принципиальна. Еще месяц назад – о санкциях тогда еще речи не шло – врио губернатора Виктор Толоконский дал поручение разработать комплексные подходы к развитию села. Заявил о дальнейшем увеличении объемов господдержки АПК, которое, правда, будет зависеть от пропорциональности роста доходов краевого бюджета. А на минувшей неделе первые шаги, учитывающие в том числе санкционную конъюнктуру, выкристаллизовались в распоряжении «О дополнительных мерах стимулирования роста объемов сельскохозяйственного производства и обеспечения населения качественными продовольственными товарами».

Врио главы региона предлагает несколько вполне конкретных первоочередных шагов:

1. Резко увеличить закуп сельскохозяйственной продукции у сельхозпроизводителей и населения (фактически создать государственный рынок сбыта, который позволил бы сельхозпроизводителям смелее планировать рост своего хозяйства: есть сбыт – значит производить можно больше).

2. Создать систему продовольственных ярмарок, где фермеры и даже просто дачники смогут продавать свою продукцию непосредственно населению – цивилизованно, легально, без посредников.

3. В интересах тех, кто сохранит привычку закупаться в мегамоллах, – подключить торговые сети к выработке мер, которые позволили бы попасть в розничную торговлю местным товарам.

4. Жестко контролировать цены, чтобы отбить охоту продавцам спекулировать на конъюнктуре.

Четыре простых по сути, давным-давно известных формулы впервые материализовались в виде документа, которому дан ход. Остается проверить их эффективность и убедиться, если кто еще не убедился, что местное молоко и масло, российские яблоки и груши заведомо свежее, чем привезенные из Прибалтики или, хуже того, из Западной Европы. Про диетическое правило есть только продукты, произведенные там, где ты живешь, упоминать и вовсе излишне – это известно, наверное, каждому.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности