Европейцы Азии

Европейцы Азии

Расстояние от Красноярска до Парижа – 5 739 километров. До Рима – 5 720 километров. А до Пекина всего 2 483. Иначе говоря, к центру дальневосточной цивилизации мы более чем в два раза ближе, чем к центрам цивилизации европейской. Но, несмотря на это, мы знаем о нашем великом южном соседе гораздо меньше, чем о далеких Италии или Франции. Может быть, в этом причина, что «восточный вектор» российской политики вектором-то как раз и не становится. О том, что для нас Китай (и что мы для Китая), мы беседуем сегодня с известным красноярским востоковедом, специалистом в области истории взаимоотношений России со странами Дальнего Востока, профессором, доктором исторических наук Владимиром ДАЦЫШЕНОМ.

 

Россию создали красноярцы

– Мы всегда позиционировали себя как страну европейской культуры. Можно ли при этом серьезно рассчитывать, что цивилизационно чуждый нам Китай займет место Европы в наших умах и сердцах?

– Если посмотреть на историю нашего государства, особенно в последнее время, то сказать, что мы европейская страна, уже нельзя. С распадом СССР европейские анклавы большого русского мира мы потеряли, и азиатская составляющая стала доминирующей. С Китаем нас сближает многое: большие территории, амбиции, историческая судьба. Но мы, конечно, не станем частью китайской цивилизации, даже серьезно отойдя от европейской.

– Если мы уже не Европа, то к какой цивилизационной общности относимся?

– Россия все больше возвращается к Джучиеву Улусу, который, собственно, и стал ядром формирования нашего государства как великой евразийской державы. Достаточно распространенной в научном мире является точка зрения, что для развития нашей государственности важнейшим фактором стало татаро-монгольское нашествие. А это, по существу, присоединение Восточной Европы к Красноярскому краю. Именно отсюда монголы двинулись на запад. Таким образом, становление России как великой континентальной державы началось не с Москвы, а с Красноярска, кстати, древнейшего города планеты, где люди жили еще 32 тысячи лет назад.

Потомки «северных варваров»

– С этой точки зрения, каковы перспективы сближения России и Китая?

– Наши отношения с Китаем – это уникальная вещь. Китай как центр дальневосточной цивилизации притягивает к себе все окрестные народы. И Сибирь, и Центральная Азия исключением не являются. На протяжении нескольких веков китайцы воспринимали Россию в трех лицах. Она была и севером, и центральноазиатской периферией, и европейским государством. И это создавало более гармоничную и устойчивую систему взаимоотношений.

Интересно, что до самого последнего времени русские воспринимались китайцами как потомки гуннов. Или иных «северных варваров» – монголов, тюрков, которые завоевывали в разные времена Китай, создавая в нем правящие элиты. А вот англичане, как и другие европейцы, в этой парадигме воспринимались совсем по-другому: как «южные варвары», к которым относятся многие народности, живущие на юге страны: дун, мяо, яо и другие. Они доставили Срединному государству массу неприятностей, но никогда не завоевывали его, и их вклад в развитие страны несоизмеримо меньше. На подсознательном уровне это восприятие сохраняется и до сих пор.

Сегодня эта система меняется. Нарастает конфронтация с Западом. При этом ее причины не идеологические (как это было во времена СССР) и даже не политические (как часто бывало в истории царской России). Сегодня истоки конфликта декларируются как цивилизационные, и это гораздо серьезнее.

Это означает, что для Китая мы перестаем быть Европой. Учитывая, что в Центральной Азии наши позиции существенно ослаблены, есть опасность, что в итоге Россия и прежде всего Сибирь будут восприниматься лишь как североазиатская периферия Китая.

Собственно, «звоночки» раздаются уже сегодня. Года четыре назад я был в городе Маньчжурия, где только что открылся новый музей, который мы посетили. На одной из стен я увидел огромную карту, где рядом с китайской была изображена и сопредельная сибирская территория. Мне всегда было интересно, как китайцы представляют себе Сибирь, и я спросил, что за народы населяют эти северные пространства. В ответ экскурсовод любезно сообщила, что это «государство древних Суней». Несколько опешив от такой информации, я достал очки и прочел на карте слово «Сулянь», в переводе – Советский Союз. Очевидно, для молодого экскурсовода это слово уже ни о чем не говорило.

Кто больше у Запада заимствовал

– С чем связаны наши различия в восприятии друг друга?

– Российское и китайское восприятие Китая прямо противоположны. И это нормально, потому что для нас они – это «они», а для них они – это «мы». Но есть и существенные объективные различия. Русские, как и другие народы, европейские и не только, формировались в системе этноплеменной идентификации. То есть по признаку единства этноса, племени. В Китае идентификация была иной – по социальному признаку. Китайцем считался человек, имеющий фамилию. То есть встроенный в социальную конструкцию. Поэтому у истоков самосознания китайцев как некой общности лежат совершенно иные понятия, чем у нас.

Но есть и другая сторона. Китайцы очень много заимствовали у Запада. Не меньше, чем мы, а может быть, и больше. На рубеже XIX–XX веков они формально отказались от большинства своих традиционных институтов и заменили их европейскими. Настолько полного реформирования Россия не знала. К примеру, ни один китайский университет не имеет исторических традиций. Вся высшая школа создана в конце XIX – начале XX века. Не существует никакой китайской системы права, при том, что Китай имеет огромную правовую традицию. Но китайцы полностью от нее отказались. Республика по западному образцу в Китае была создана в 1912 году, то есть раньше, чем в России.

Поэтому говорить, что мы ближе к Европе, чем Китай, наверное, можно, но при этом нельзя забывать о множестве «но». По крайней мере, Русско-японскую войну 1904–1905 годов в Китае воспринимали как борьбу просвещенного Запада в лице Японии против отсталой Азии в лице России. Причем в самом Китае в это время еще существовала монархия. Поэтому можно поспорить, у кого привито больше западных ценностей.

– Получается, что китайская закрытость, приверженность традициям – еще один миф?

– Китайская культура очень мобильна. Думаю, что великие державы с большими территорией и населением менее склонны испытывать боязнь перемен, держаться за традиции и устои. Поэтому в большей мере хранительница азиатских традиций сегодня – технологичная, но маленькая Япония, нежели Китай. Китайцы раньше, чем многие жители Азии, пересели на стулья и заменили кроватями топчаны, оделись в европейские костюмы и изменили традиционные прически. Они готовы были даже отказаться от иероглифов, но в последний момент ушли от этой идеи – она принесла бы огромное количество проблем, главная из которых – разрушение целостности государства.

Недавно я был в провинции Хунань. Переводчицей была студентка-выпускница из этой же провинции. И вот приезжаем мы в один уезд. Я спрашиваю: о чем говорят? Переводчица: я не понимаю, у них свое произношение. В другом уезде история повторяется. В третьем – то же самое. То есть живущие в одной провинции люди не смогли бы понять друг друга, если бы не было общей для всех иероглифической письменности.

Фото Вячеслава ЗАСЫПКИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления