В Красноярске прошел форум «Современные системы безопасности – Антитеррор», одним из участников которого стало региональное отделение «Общероссийского народного фронта». В числе его знаковых участников – Федор Геращенко, кавалер ордена Мужества, глава ОНФ Кубани и центра тактической подготовки (ЦТП) «Архангел», крупной волонтерской организации, которая готовит инструкторов, занимающихся массовым обучением навыкам оказания первой помощи в экстремальных ситуациях и прежде всего на поле боя.
Федор Александрович Геращенко родился 20 сентября 1989 года в Москве. Через три года после его рождения семья переехала в Краснодарский край, в город Гулькевичи. В 2011 году окончил КубГАУ им. И. Т. Трубилина. После университета занимался предпринимательством. В 2015 году вместе с женой Екатериной создали семейное дело – частный детский сад. Супруги воспитывают трех дочерей.
2017–2021 – соучредитель Краснодарского регионального фонда «Фонд содействия развитию спортивной борьбы».
В 2024 году основал некоммерческую организацию «Центр тактической подготовки «Архангел».
С 2025 года – руководитель ОНФ Кубани. Лауреат премии «Мы вместе» в номинации «Поступок года» (2024).
Награжден орденом Мужества.
Специалистов кубанского ЦТП часто командируют в зону проведения спецоперации, туда, где нужна их помощь как инструкторов и боевых медиков. Не все такие командировки заканчиваются благополучно… 16 августа 2024 года Федор Геращенко и двое молодых дончан: медик гуманитарной миссии Молодежного крыла НФ в ДНР Николай Ковалев и координатор по СМИ РИК НФ в ДНР Давид Соколов, проводившие эвакуацию жителей одного из приграничных сел Курской области, – попали под вражеский обстрел. Ковалев и Соколов погибли, Геращенко с тяжелыми ранениями и ожогами был доставлен в госпиталь. Трое волонтеров – двое посмертно – были удостоены орденов Мужества. Федор получил награду из рук президента России.
После восстановления он вернулся к работе, которой с каждым днем становится больше – востребованность обучения навыкам тактической медицины только растет. Об этом он рассказал во время встречи на форуме.
– Почему вы, инженер-строитель по образованию, из всех родов и видов волонтерства выбрали тактическую медицину?
– В первую очередь потому, что именно она была нашей большой проблемой – и кому-то нужно ее решать. Был серьезный пробел в знаниях, в обучении – особенно в начале спецоперации, когда практически никто толком не понимал, какие есть средства самоспасения, многие впервые их видели… Мы с ребятами решили, что этот провал нам и закрывать – так появился центр тактической подготовки «Архангел», созданный командой единомышленников и патриотов. Хотя и до появления ЦТП мы этим занимались, но в итоге решили, что нам нужны имя и организация. Команда наша все прирастает и прирастает. Сегодня у нас 30 человек старшего инструкторского состава и порядка пятидесяти младшего инструкторского состава по всей стране.
– Вы сами как стали инструктором?
– Мы с моими товарищами прошли квалификацию в Центре специальной подготовки тактической медицины в Москве, получили шеврон отличия боевого медика. Там достаточно серьезный уровень подготовки и сдачи нормативов для того, чтобы получить этот статус. Что касается собственно опыта, то мы работали в медицинском отряде специального назначения, в госпитале помогали.
– Следствием пробела в знаниях, о котором вы говорили, являлись потери, которых могло бы не быть. Насколько сейчас ощутима перемена в этой ситуации?
– Во всяком случае можно говорить о том, что процесс развивается в очень хорошем направлении. В структуре Министерства обороны тактическая медицина на достаточно высоком уровне. Что касается нас, то мы обучили более 15 тысяч военнослужащих и свыше 10 тысяч человек гражданского населения. Поэтому я считаю: и наш вклад достаточно большой хотя бы потому, что каждый, кто прошел наше обучение, передавал свои знания другим.
– И многим эти знания спасали жизнь…
– Да, конечно. Ребята, которые выходили на обратную связь, говорили, что воспользовались навыками, которые мы дали, средствами, которые мы положили им в аптечки, и оказали себе помощь, и выползли, выжили.
– Страна узнала о вас после того трагического дня, 16 августа. Часто его вспоминаете?
– Да. Хотя и спрашивают о нем часто. Но, понимаете, этот день не оставил во мне посттравматического расстройства. За три военных года и за время моего участия в волонтерской деятельности не раз приходилось попадать под обстрелы. Ребята, товарищи мои, погибли, я понимаю всю горесть этой ситуации, понимаю, что это трагедия великая, но я не погружаюсь в нее с безысходной тоской. Надо помнить ребят и продолжать дело, которым мы вместе с ними занимались.
– Владимир Тараненко, руководитель молодежного крыла «Народного фронта», в одном интервью назвал погибшего Николая Ковалева типичным трудным подростком, который изменился… Как это было?
– Так Тараненко его и прислал ко мне, сказал: «Федь, можешь его поднатаскать, чтобы он у нас тоже стал медиком, прошел курсы…» Я говорю, да, давай, поднатаскаю. Потом Володя о нем постоянно спрашивал: «Ну, как пацан?» Я отвечал: «Пацан классный, но «бить» надо». Вообще Тараненко его перевоспитал очень серьезно, и я тоже немножечко этим занимался… Коля был человек максимально дерзкий, но я не понимал, почему со мной он был очень уважительный. Это вообще редкий случай, чтобы Коля с уважением к кому-то относился, у него не было никаких авторитетов. Но работа в «молодежке» Народного фронта его действительно изменила, он стал различать людей, жить более осознанно, что ли…
– Давид тоже из трудных?
– Нет. Его я знал всего пару дней, мы и познакомились там, в Курской области… Милый, добрый, улыбчивый, общительный, ласковый мальчишка – то есть полная противоположность Коле.
– На ваш взгляд, какую самую очевидную и большую перемену произвели в стране события последних трех лет?
– Самое крутое – мы сволочей увидели, эти три года их подсветили. А нормальные люди как были за страну, за Россию, так и продолжили помогать ей. Теперь мы знаем, кто есть кто. Самое главное, что нам нужно, – единение народа.
– Президент вручил вам орден Мужества, одну из высших военных наград. Что это изменило в вашей жизни?
– Внимания, действительно, стало больше. Подходили, говорили: ого, тебе президент руку жал, сам награду на тебя надел… Все так. Но, если честно, внутри я остался каким был. Главное, что изменилось, – работы стало больше, и намного. Чаще приглашают выступать, обучать – как и на этот форум. Георгий Федоров, мой товарищ, основатель отряда в Красноярске, пригласил меня провести фестиваль «Стоп-Кровь» – это программа, которую мы разработали специально для того, чтобы обучать первой помощи гражданское население. И вот мы решили дать старт этой программе именно здесь, в Красноярске. Думаю, получилось удачно.
– Ваш позывной Артист. Почему?
– Раньше выступал в театре, на сцене, пел, стихи читал… В общем, артист по жизни.