Многие еще помнят времена, когда при покупке билета на поезд не требовалось ничего, кроме денег и везения. Повезет – купишь билет, не повезет – придется с проводником договариваться. А еще не нужно было в аэропорту устраивать стриптиз каждый раз перед вылетом. А еще курили прямо в самолетах. Не в туалете утайкой, а в салоне! Стряхивая пепел в специальные пепельницы в ручках кресел, которые кое-где и до сих пор остались. И в междугородних автобусах. И это казалось нормальным. Закури сейчас кто-нибудь в автобусе или в самолете – на него посмотрят как на сумасшедшего.
Простая житейская логика
Вот сейчас достаточно бурно обсуждается возможный запрет на пронос спиртного в салон самолета. Не очень понятно, что именно вызывает резонанс. С точки зрения простой житейской логики пьяный на борту куда опаснее курильщика. Курильщик оставляет после себя особенно неприятный запах в тесном воздушном сортире – но это, собственно, и все.
Пьяные на борту затевают драки с другими пассажирами (которые частенько тоже выпимши), с членами экипажа, норовят порулить.
В общем, здравый смысл говорит – раз уж курение на борту запрещено, употребление спиртного должно быть запрещено тем более.
Между тем пьяные в салонах самолетов продолжают бесчинствовать, отделываясь при этом когда штрафом, а когда просто внушением.
Каждый месяц возникают новые информационные поводы. Год только начался, а скандал уже следует за скандалом. Некто Сергей Кабалов из Саратова (по его словам, депутат и спецназовец, а по сведениям местных СМИ – гордый обладатель нескольких ларьков и магазина, торгующего дрянными колготками) и покурил, и выпил. Бил стюарда головой в лицо, угрожал пассажирам, утверждал, что ему ничего не стоит убить любого двумя пальцами, какому-то мужику сломал нос просто за то, что тот попросил на него не облокачиваться. Что произошло, когда самолет посадили в Хургаде? Наверное, дебошира скрутили и отправили обратно в Россию посидеть в тюрьме годик-другой? Нет, он же отдыхать летел, он и отправился отдыхать. Безнаказанно. И сейчас загорает.
Другой такой чудак летел с женой на остров Пхукет. Дорогой выпил лишнего, начал ходить по салону и бросаться на людей. Самолет вынужденно сел в Ташкенте, где пару высадили. Возмещение ущерба? Нет такого закона. Испортили отдых десяткам других людей, подвергли их жизни опасности. Максимум, что за это грозит, – штраф в 500 рублей. Ну, и обратно добираться попутками.
А еще говорят, что у нас полицейское государство. Как только у людей язык поворачивается.
Летим на отдых – имеем право
Депутаты Госдумы, которые вот уже год подряд проявляют неслыханную законотворческую активность в основном репрессивного плана, как-то вдруг застопорились в решении вопроса, признавать ли пьянство и злостное хулиганство на борту воздушного судна уголовным преступлением. Потому что – вы будете смеяться – пока это преступлением не считается. Если вы без причины ударите незнакомого человека по лицу на земле, он подаст на вас в суд, и вас, вполне возможно, отправят мести дворы суток на пятнадцать. Проделаете то же самое в воздухе – ну что же, на отдых ведь летим, имеем право.
Статистика утверждает, что чаще всего подобные инциденты происходят на чартерных рейсах, совершающих перелеты из России в Турцию, Таиланд, Египет и обратно. На этих рейсах, так уж исторически сложилось, нетрезвый пассажир – норма, а не исключение. Был такой знаменательный, например, рейс авиакомпании «Аэрофлот-Дон», доставивший директоров турфирм в Турцию для ознакомления с новыми турпрограммами. В ходе рейса один пассажир покусал другого, третий напал с кулаками на стюарда, весь салон был пьян, а девушку – свидетельницу происходящего едва не избили за то, что отказалась выпить со всей честной компанией. И избили бы, да она соврала, что беременна. Обратно, вспоминает девушка, все летели синие – как в переносном, так и в прямом смысле, то есть с кровоподтеками на лице. В том числе женщины… Отдохнули…
Лоббисты против лоббистов
Итак, явление нам понятно. Теперь – как с этим явлением бороться? Предлагаются следующие варианты: запретить продажу спиртного в магазинах дьюти-фри; запретить пускать на борт пьяных пассажиров; обязать пассажиров сдавать спиртное на время полета персоналу в специальных пакетах под подпись; ужесточить наказание за пьянство на борту – конкретно провести по статье 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»; все сразу.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Что говорит международный опыт? Международный опыт говорит о том, что в запрете спиртного на транспорте многие европейцы не видят ущемления свобод. В Великобритании распитие спиртного даже в поездах в ночное время запрещено. А мэр Лондона Борис Джонсон еще в 2008 году запретил спиртное в метро. Многие, конечно, начхали и пьют себе пиво или что придется – но сильно рискуют нарваться на солидный штраф. Порой подгулявшие англичане устраивают шоу в самолете – но внизу их уже обязательно ждет полиция.
Наименее популярной мерой в сложившейся ситуации следует признать запрет на продажу спиртного в дьюти-фри. Во-первых, продажа спиртного – это 30–40 процентов выручки магазинов беспошлинной торговли, и, естественно, никакой бизнесмен с потерей таких сумм не смирится. Во-вторых, есть мнение, что авиакомпании лоббируют запрет спиртного в дьюти-фри, чтобы невозбранно напаивать пассажиров дорогим самолетным алкоголем, на который сейчас по понятным причинам спросу нет. Лоббисты против лоббистов.
В-третьих, и самое главное, авиаперевозки – это глобальный бизнес, и мы тут в России не можем принимать законы, противоречащие мировой практике, как бы нам этого ни хотелось.
Сдавать спиртное под подпись технически мало осуществимо и уж точно не способствует комфортности полета – лишняя очередь и сутолока по пути к тропическому счастью.
В общем, остается два варианта, как в игре про миллионеров: не пускать на борт пьяных и более жестко карать тех, кто все же умудрился набраться и оскандалиться в полете.
Вот и посмотрим, что надумают депутаты.