Несколько лет назад Красноярский край и еще 20 регионов страны стали пилотными площадками для внедрения в школах Федеральных государственных образовательных стандартов. Когда на родительском собрании будущих первоклашек нам объявили, что наши дети попали в эксперимент и будут учиться по каким-то там ФГОСам, мы насторожились. Никто не мог по-человечески объяснить, чем нам это грозит, – завуч лишь сыпала умными словами про системно-деятельностный подход и метапредметную деятельность, строго поглядывая поверх очков на притихших родителей…
Девятый лицей в авангарде
В этом году наши дети вновь стали подопытными – с сентября на ФГОСы перешла средняя школа, в прошлом году введен ФГОС дошкольного образования. Учителя, а вместе с ними и родители наконец разобрались, что же это такое – ФГОСы. Выяснилось, что это вовсе не страшно и в переводе с бюрократического на русский – это творчество как способ познания мира.
Красноярский лицей № 9 – одна из главных инновационных площадок краевого школьного образования. Он – самый первый участник всех экспериментов и всегда в авангарде нововведений. На опыт этого учебного заведения ориентируются потом остальные школы края и даже школы из других регионов.
Четыре года назад с введением ФГОСов в начальной школе здесь создали новую модель образования.
– Ученик сам выбирает себе образовательную программу, – поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Бронникова. – В начальной школе один раз в неделю дети расходятся к разным учителям на мастерские, а с пятого класса они уже выбирают себе мастерскую на четверть: математику, русский, биологию, географию. Номинально мы сохранили классы, но дети обучаются в разных группах. В средней школе у нас, к примеру, четыре мастерские по литературе, несколько по математике. Каждая мастерская предполагает разную форму деятельности, но одинаковое содержание материала. Например, в одной мастерской по русскому языку дети выпускают газету «Кнопка» – пишут статьи и так изучают язык, в другой – издают «Лицейскую энциклопедию». В одной из литературных мастерских готовят театральные представления, фильмы, мультфильмы. Они сами выбирают того учителя и ту мастерскую, которая им по душе. Это формирует ответственность за то, что ты делаешь, о чем так много говорилось во ФГОСах.
Ирина Ивановна говорит, результаты введения ФГОСов в ее школе – только положительные. Качество образования выросло очень сильно – это заметно и по оценкам учеников, и по их поведению. Успешный опыт лицея приезжают перенимать педагоги из соседних регионов, с запада и востока страны.
– Конечно, далеко не во всех школах края внедрение новых стандартов прошло успешно, – поясняет Ирина Бронникова. – Не везде педагоги оказались готовы к работе в новых условиях. Однако ФГОСы доказали свою жизнеспособность, и работа в этом направлении будет продолжаться.
Педагоги по стандарту
С 2017 года учителя будут работать по новым правилам
Проблемы с внедрением ФГОСов, по мнению экспертов, напрямую связаны с качеством профессиональной подготовки педагогов. Учителя не успевают переучиваться, а педагогические вузы не успевают адаптировать программы под требования ФГОСов. Но очевидно, что для образования по новым стандартам нужен и подготовленный учитель. Главный вопрос: что же должен уметь этот новый учитель?
Рамки или перспектива?
Задать ориентиры должен был разрабатываемый одновременно с внедрением ФГОСов документ «Профессиональный стандарт педагога». На федеральном уровне его апробация начата с 2014 года. Красноярский край и здесь не остался в стороне, 29 школ и 4 детсада приняли участие в эксперименте по внедрению профстандарта педагога. На январь 2015-го было намечено повсеместное внедрение стандарта для учителей, однако в итоге этот срок был отодвинут до 2017 года.
– За два года работы с профстандартом стало понятно, что он – корпоративный, коллективный и плохо применим к отдельно взятому педагогу, – говорит Ирина Бронникова. – Назрела необходимость доработки.
На семинаре, инициированном краевым минобром и Красноярским краевым институтом повышения квалификации работников образования, который прошел в Красноярске в ноябре, как раз обсуждали доработанный вариант профстандарта и проблемы, связанные с его внедрением.
– Как оказалось, трудности у всех регионов одинаковые, – прокомментировала проректор Красноярского института повышения квалификации работников образования Светлана Андреева. – Идея о профстандарте педагогов воспринимается самими учителями негативно. Они считают, что это ограничивает творчество, его воспринимают как дополнительную бумажную работу, волокиту. И пока не считают его механизмом построения карьеры, возможностью повышения собственного профессионального уровня.
Четыре ступени мастерства
Что же представляет собой доработанный вариант профстандарта?
Проект предполагает четыре уровня квалификации педагогов. На первом – те, кто самостоятельно не отвечает за учебный процесс, а лишь помогает учителю вести урок. Второй уровень – учитель, который реализует готовые образовательные программы. Третий – педагог, способный проектировать образовательные программы, и четвертый – учитель, оказывающий помощь в работе другим педагогам.
Каковы требования к каждому уровню, сейчас обсуждается в профессиональном сообществе. Кто и как будет оценивать уровень квалификации педагогов – тоже.
Обсуждается и прямая зависимость оплаты труда от уровня квалификации учителя, однако пока типичный механизм не продуман.
– Мы в лицее давно уже работаем по такой системе, – говорит Ирина Бронникова. – И пока не видим причин от нее отказываться. Существует у нас специальная комиссия, которая оценивает педагога по результатам труда и назначает ему стимулирующие выплаты. Чем выше условная квалификация, тем больше зарплата. Так что все вопросы решаемы. Школам необходимо лишь заранее подготовиться к процессу внедрения профстандарта: поработать с педагогами, отладить систему. А провернуть такую большую работу в одночасье даже по готовым методическим рекомендациям нереально.
Помимо профстандарта для педагогов, федеральное Министерство образования и науки разрабатывает и профстандарты для руководителей образовательных учреждений, на очереди – документы для работников министерств и контролирующих органов сферы образования.
– Нам нужно перенастроить всю систему под новые задачи и вызовы времени. Но, безусловно, с учетом мнения всех заинтересованных сторон, – сказал на семинаре Павел Сергоманов, заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
МНЕНИЕ
Людмила КОСАРЫНЦЕВА
председатель краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
– В профстандарт педагога вносятся сейчас предложения, которые, на наш взгляд, нужно серьезно анализировать. В первую очередь речь идет о том, чтобы за счет дополнительных должностей, которые появятся в школах в рамках профстандарта, обеспечить карьерный рост учителям. Например, учитель-ассистент, учитель первого уровня. Но чем он будет заниматься? Какие у него должностные обязанности? Какие у него будут льготы? Какая будет прибавка к зарплате при переходе в следующую квалификацию? Если мы вводим эти дополнительные должности, кто их будет финансировать? Ничего не ясно. И одного года на то, чтобы решить все эти вопросы, недостаточно. Два года до этого шло обсуждение, и в итоге ничего не было сделано. Вопросов до сих пор на порядок больше, чем ответов.
Мы считаем, что лучше было бы организовать карьерный рост учителей через систему аттестации. Ее нужно изменить, потому что сейчас существуют только две квалификационные группы – высшая и первая.
Но в любом случае все эти новшества надо было реализовывать в сытое время, при стабильной экономике. А сейчас, вводя профстандарты, мы рискуем поставить под удар и учителей, и учеников.