В физиотерапии есть свои открытия и достижения, передовые и традиционные технологии. И в ней, как оказалось, очень трудно найти абсолютно устаревшие приемы. Хотя история этой области медицины насчитывает около 2,5 тысячи лет. А некоторые исследователи считают, что она вообще родилась вместе с человечеством, в тот момент, когда гомо сапиенс впервые потер ушибленное место. Ведь массаж – тоже физиопроцедура, как и водолечение, и солнечные ванны, и физкультура. Время рождения другой составляющей физиотерапии – электролечения – известно гораздо точнее. Оно появилось в XVIII веке – после того, как Луиджи Гальвани провел свои опыты и заговорил о животном электричестве.
У некоторых пациентов несколько странное отношение к физиопроцедурам. С одной стороны, они запросто могут пренебречь назначением, с другой – купить с рук за бешеные деньги «чудодейственный прибор от всех болезней» и целыми днями прикладывать его к разным частям тела. Отчасти это объясняется тем, что электровоздействие совершенно не очевидно: потрогать его нельзя, ничего не шипит, не пузырится. И кое-кому кажется, что в таком случае плюс-минус час роли не сыграет. О том, что же за воздействие оказывают приборы и прочее лечение природными факторами – так буквально переводится слово «физиотерапия» с греческого, – мы разберемся в нашей «Медсанчасти» вместе с заведующим терапевтическим отделением краевой клинической больницы Олегом ЖУРБЕНКО.
– Олег Анатольевич, есть мнение, что аппаратное физиолечение – вчерашний день. Более того, некоторые врачи считают его устаревшим и даже вредным. Говорят, на Западе от него уже отказались.
– Я не знаю, где и кто отказался, поэтому не могу назвать точные причины. Но вот, например, в Германии физиотерапия включает в себя, как и у нас, все: и аппаратную, и ЛФК, и водолечение. Их реабилитационные центры занимают по три тысячи квадратных метров – это половина футбольного поля. Центр рассчитан на 200–400 пациентов, а работает там персонала 2–4 тысячи. В нашем главном военном госпитале имени Бурденко, где проходят испытания всех новейших приборов, много импортных аппаратов. В Италии совсем недавно выпустили новый лазерный прибор для физиолечения Hilterapia® (лазерная терапия MLS, магнитотерапия). Мнений разных немало. Просто физиотерапия – в какой-то степени альтернатива медикаментозному лечению. Кто-то борется за нее, кто-то – за лекарства.
– Вы, конечно, считаете, что физиотерапия предпочтительнее таблеток?
– На самом деле лучший результат получается в комплексе. Например, у нас есть аппарат, совмещающий электрическое и лазерное воздействие. Он накладывается на определенные точки, где сосуды расположены близко к поверхности тела, воздействует непосредственно на кровь. Она становится лучше – обильнее насыщается кислородом, улучшается питание в организме, ускоряются обменные и все остальные процессы. Любое физическое воздействие потенцирует действие лекарства, и лечение получается многофакторным. Но и отдельно физиотерапевтическое воздействие весьма эффективно.
– Не так давно побывала в физиокабинете своей поликлиники. Приборы там стоят те же, что и 20–30 лет назад. Вы тоже вынуждены использовать это старое оборудование?
– Да, имеется такое оборудование, которое надежно служит. Конечно, мы его тоже заменим благодаря программам по модернизации, оказания помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения и сочетанными травмами. У нас в отделении есть оборудование и 80-х годов, и самое современное. И все оно имеет необходимые разрешающие документы и раз в год проходит поверку.
– А есть прибор, который вы мечтаете заполучить в отделение?
– В Красноярске когда-то работал завод Сибцветметавтоматика. Представители завода участвовали в ликвидации последствий разных ЧС и создавали для этого различное оборудование. В качестве эксперимента изготовили аппарат – магнитотурботрон. Он образует внутри отдельное магнитное поле, которое воздействует на весь организм: на нервную систему, сосудистую. Оказывает общее нормализующее действие – иммуностимулирующее, противовоспалительное, противоотечное. Аппарат долго нам служил, но со временем вышел из строя, потому что завод закрылся, и не стало поддержки, ремонтной базы. Вот о таком аппарате я и мечтаю. Сейчас подобные изготавливают несколько производителей, но больше всего мне нравится тот, что делают на Алтае. Он стоит порядка 600 тысяч рублей. После ремонта в поликлинике будет открыто физиоотделение по восстановлению больных с сочетанными травмами. И там, надеюсь, уже будет этот аппарат. По крайней мере, в планах он есть.
– К лечению сложных травм меняется подход?
– В нашей больнице запускается целая программа. Лечение таких пациентов начинается на 3–4-й день. Чем раньше начинается этап восстановления, тем быстрее и лучше будет результат. Уже проведены занятия с медперсоналом реанимации, чтобы они овладели правильными навыками ухода за пациентом. Если правильно переворачивать пациента, укладывать, это тоже способствует ранней активизации. Это подготовительный этап. Набирается персонал, заказывается оборудование. А дальше подключаются уже врач ЛФК, инструктор, физиотерапевт, массажист.
– У физиолечения есть стопроцентные противопоказания?
– Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, лихорадка с температурой выше 38, кровотечения, психические заболевания, выраженное истощение, эпилепсия с частыми приступами. Но хочу заметить, что Татьяна Грушина, доктор медицинских наук, врач-онколог, врач-физиотерапевт высшей категории, предлагает использовать физические факторы в реабилитации уже прооперированных раковых пациентов. Магнитотурботрон даже показан при этом. Каждый конкретный случай индивидуален, поэтому процедуры и назначает доктор.
– У нас сегодня каждый сам себе врач. Сами покупаем таблетки по принципу «соседке помогло», сами назначаем прогревание и т. п. Зная это, по подъездам ходят продавцы разных аппаратов, обещая волшебное излечение от всего.
– Конечно, физиооборудование должно применяться в стационарных учреждениях, там есть врач, который знает, что делает. Но, если в инструкции к аппарату все тщательно расписано, он прошел соответствующие клинические испытания, он не окажет отрицательного воздействия, при условии покупки не с рук, а в аптеке и магазинах медтехники. Но прежде чем что-то приобрести, а тем более применять, надо посоветоваться с лечащим врачом: нужен ли этот аппарат именно вам? А уж если купили, то применять надо строго по инструкции. Придерживайтесь здравого смысла, без которого, как говорил великий Пирогов, никакие правила не надежны. Еще один момент – все оборудование в отделении, в других стационарах и поликлиниках проходит ежегодную поверку средств измерения и контроля выходных параметров. Аппарат в быту никто не проверяет, это тоже фактор риска. А то, что не сертифицировано и не зарегистрировано, применять не стоит ни в коем случае. Не рискуйте здоровьем.