Фронтовая богема

Фронтовая богема
Выступление Лидии Руслановой Фото РИА Новости/Георгий Петрусов

Нынешнюю творческую интеллигенцию принято ругать за «фигу в кармане», которая появилась не вчера. Но многим ее представителям не мешало бы подробнее изучить историю родной страны, обратиться к фактам – причем самым доступным, не из спецхрана…

Несколько цифр. В фронтовых концертных бригадах и театрах, которых насчитывалось 3 962, участвовало более 45 тысяч профессиональных артистов. За время войны дано более миллиона 350 тысяч концертов и спектаклей. Причем 1 200 бригад сформировано в Москве и Ленинграде, остальные почти две с половиной тысячи – из провинциальных театров и концертных организаций. Первое фронтовое выступление состоялось в июле 1941 года под Вязьмой.

Звездный час эстрады

Репертуар бригад был составлен главным образом из произведений малых форм – рассказы, фельетоны, монологи, одноактные пьесы. По сути, война стала звездным часом эстрады.

Причем огромную роль здесь сыграли те артисты, которых уже к тому времени можно было назвать по-нынешнему звездами. Огромным успехом пользовались выступления Аркадия Райкина, Сергея Образцова, Леонида Утесова, Лидии Руслановой… Клавдия Шульженко за один только год участвовала в более чем 500 концертах в Ленинграде и Кронштадте – причем это был первый, самый тяжелый год блокады.

Все сборы от выступлений шли на помощь детям. В небе сражались с врагом два самолета, на фюзеляжах которых красовалась надпись «Веселые ребята», – они были построены на сборы с концертов джазового оркестра Леонида Утесова и в память о популярнейшей кинокомедии довоенных лет.

Музыканты и композиторы, работавшие в классическом жанре – куда менее подвижном, чем эстрада, но огромном по значимости, – вносили свой вклад в Победу. Достаточно вспомнить «Седьмую Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича, премьера которой состоялась 9 августа 1942 года.

Классики в окопах

Что касается литературы, то здесь стала очевидной одна тенденция – писатели, в том числе первой величины, уходили в редакции армейских газет.

Более тысячи писателей, поэтов, журналистов вступили в ряды действующей армии в качестве корреспондентов, около четырехсот из них погибли, 21 стали Героями Советского Союза. Военными корреспондентами были крупнейшие литературные таланты России: Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Константин Симонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Илья Эренбург, Борис Полевой, Андрей Платонов, Александр Чаковский, Аркадий Гайдар, Александр Безыменский, Михаил Светлов, Ираклий Андроников…

Многие из них надели шинели уже в 1939 году, приняв участие в сражении на Халхин-Голе, в Советско-финляндской войне. В период самых тяжелых боев под Москвой корреспонденции с фронта посылали писатели Алексей Сурков, Евгений Петров, Александр Бек. Большое эмоциональное воздействие на людей оказала знаменитая песня Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», исполненная впервые на площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года.

Из записок и очерков военных корреспондентов впоследствии родились многие выдающиеся произведения советской литературы. Среди них: «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Волоколамское шоссе» Александра Бека, романы и повести Александра Фадеева и Константина Федина. Уже в годы войны были напечатаны и поныне известные произведения: «Дни и ночи» Константина Симонова, «Непокоренные» Бориса Горбатова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Зоя» Маргариты Алигер, «Василий Теркин» Александра Твардовского. Всего за 1941–1945 годы было издано около 170 миллионов экземпляров книг и статей о войне

(Т. Чернобаева. «Вклад художественной интеллигенции в победу советского народа в Великой Отечественной войне»).

Отдельная тема – песни военных лет, являющие собой великий пласт отечественной поэзии и музыки. Именно в те годы были созданы такие шедевры, как «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвета», «Огонек», «Услышь меня, хорошая» на стихи Михаила Исаковского, «Землянка» Алексея Суркова, «На солнечной поляночке» Алексея Фатьянова…

Цена кинохроники

В первые месяцы войны крупнейшие киностудии были эвакуированы. Главным жанром стала кинохроника, а центральной фигурой – человек с кинокамерой. Стоит вдуматься в эту цифру: из более чем 250 кинооператоров, работавших на фронте, погиб каждый пятый.

Отряд боевой кинохроники был самым ответственным. Документальная студия сразу же включилась в войну: было много фронтовых групп, фронтовых операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли в этих съемках. И то, что мы видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней, – рассказывал в интервью «Военному обозрению» историк кино Наум Клейман.

Кроме того, именно военное время, вспоминает киновед, породило особый жанр игрового кино – БКС, или боевые киносборники из короткометражных фильмов, которые немедленно шли на фронт.

Причем к их съемкам привлекали любимых героев 30-х годов. Чапаев, который с собой увлекал красноармейцев против фашистов, или Максим. В БКС смонтировали старые кадры из фильма «Юность Максима» с новыми съемками Чиркова, который напутствовал солдат на бой. Это потрясающе работало. Снимали фильмы-концерты. Все популярные актеры для фронта пели и плясали – Русланова, которую все обожали, Уланова, Лемешев. Это все, кстати, было своего рода оружием. Потому что, например, Ария Ленского в исполнении Лемешева людей вдохновляла не меньше, чем «Вставай, страна огромная», потому что люди понимали, что они защищают.

Наконец, невозможно забыть, что во время войны были созданы такие шедевры мирового кино, как «Радуга» Марка Донского, первая серия «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна… Из тех же военных лет – первый советский «Оскар» за киноленту «Разгром немецких войск под Москвой», признанный лучшим документальным фильмом 1943 года.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о