– Леша – это мой брат, – объясняет мальчик.
У меня на столике – песочные пальмы, море, корабль, солнце. Стандартный зимний «виш-лист» обычного офисного работника. Именно свою мечту попросил нарисовать преподаватель студии всех, кто собрался в классе. Сегодня здесь одна девочка и десять мальчиков из Красноярского детского дома № 3 (вместе со студией «СЭНД-про» наша газета решила сделать им необычный новогодний подарок – урок рисования песком). Оглядываю соседние столики. На них нарисованы празднично украшенная елка, сердце, надпись «С Новым годом», обведенная причудливо закрученными спиралями. Детские имена. Праздник, любовь, родные люди – каждый ребенок, наверное, на самом деле нарисовал свою мечту.
В этот момент меня захлестывает горячая волна стыда. Понимаю, как много на самом деле было дано мне и как мало я это ценю. Вспоминаю все новогодние праздники, которые устраивали мои родители. Елка с игрушками, которые когда-то принадлежали еще бабушке. На каникулах – пробежки на лыжах в Студенческом городке. И мамины пирожки с горячим чаем из термоса. После прогулки по зимнему лесу казалось, ничего на свете вкуснее и быть не может. Праздник, любовь, родные люди – оказывается, для того, чтобы детство было счастливым, нужно совсем немного.
Надеемся, что для ребят, которые вместе с нашей газетой отправились в студию «СЭНД-про», это останется пусть и небольшой, но яркой крупинкой в копилке памяти. Урок рисования песком – нечто на грани медитации. На самом деле не так уж и важно, насколько умело вы создаете изображения. Осязать легкие песчинки, ускользающие сквозь пальцы, – все равно что на секунду перенестись в лето.
Дети сосредоточенно рисуют. В классе – тишина. Вспоминаю легенду о песочном человеке. Вот только не могу решить, о каком именно. Недобром – он воровал плохо укутавшихся детей. Или из леденящей гофмановской сказки, где это злой человек, который приходит к детям и бросает им в глаза целые пригоршни песка. Глаза наливаются кровью и вываливаются, а он складывает их в мешок и уносит на луну, чтобы кормить своих детей. Потом все же решаю: «наш» песочный человек добрый: он успокаивает шалунов, чтобы те вели себя хорошо.
Говорят, рисование песком развивает мелкую моторику и художественный вкус, учит лаконичности и выразительности. Мне же оно показалось воплощением выражения «скоромимоходящая красота». Песочная анимация – это еще одно воплощение гармонии, которая устанавливается буквально на несколько секунд. Прекрасная картинка рассыпается, чтобы уступить место новой. На экране класса – мультфильм «Снежная королева». Преподаватель создает из песка портреты Кая, Герды, Снежной королевы. Здесь и сейчас сказка Андерсена звучит как притча обо всех нас.
…Если набрать в поисковике «Россия вышла на первое место по», то среди первых же ответов на запрос окажется: наша страна – один из «антилидеров» по количеству убийств среди молодых людей. А еще по количеству наркоманов, по числу разводов и брошенных детей. Почему так происходит? Может быть, у большинства просто застрял в глазах осколок зеркала Снежной королевы, который заставляет видеть вокруг только дурное? А в сердце у нас – другой осколок, который заставляет забыть о любви, о милосердии. О том, что детей нельзя бросать и что у них должны быть праздник и семейное тепло. Есть ли у нас надежда, что рано или поздно этот осколок уйдет из наших сердец?
Имена детей в тексте изменены
Благодарим за помощь в организации мероприятия студию рисования песком «СЭНД-про»