Где готовят лидеров высоких технологий

Где готовят лидеров высоких технологий
Фото Юлии Щербы

Одним из интересных событий третьей смены ТИМ «Бирюса», которая проходила с 6 по 12 июля, стала встреча участников «Школы молодого ученого» с руководителем НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь» Сергеем ВЕРХОВЦОМ.

Встреча получилась живой и неформальной. Сергей Владимирович рассказал о деятельности научно-образовательного центра, о перспективах научно-технологического развития в регионе и возможностях профессионального роста молодых ученых.

Прогрессу нужны кадры

 Молодежь у нас яркая, активная, – поделился своими впечатлениями руководитель НОЦ. – Конечно, лидеров не так много, как хотелось бы. Но те ребята, которые были на ТИМ «Бирюса», выделяются готовностью к работе, инициативностью, эрудированностью. Многие из них уже знают о новых форматах научно-образовательной деятельности, которые сегодня развиваются не только в крае, но и во всей Енисейской Сибири.

Одной из таких возможностей является приобретение новых знаний и навыков в «Центре развития компетенций» (ЦРК НОЦ).

 «Центр развития компетенций» является очень важной частью нашей деятельности в области научно-технологического развития, поскольку позволяет организовать обучение в тех областях, которые выходят за рамки основных образовательных и профессиональных программ, – подчеркивает Сергей Верховец. – Сегодня в регион заходит много инвестиционных проектов, в том числе и высокотехнологичных. А кадров, в том числе и научных, для них, к сожалению, не хватает.

ЦРК возрождает те компетенции, которые во многом сегодня утеряны. В частности, для этого создана «Школа главного инженера». Не менее важны и современные компетенции, которые относятся к категории «софт скиллз» – «мягкие», надпрофессиональные навыки. Они не относятся к основной профессии, но без них руководителю трудно выстроить эффективное управление проектом.

Важным преимуществом обучения по программам ЦРК НОЦ является практическая ориентированность и проектное обучение. Все образовательные курсы и программы опираются на конкретные примеры. Мы работаем с действующими предприятиями и решаем далеко не теоретические задачи. Обязательно берется конкретная производственная проблема, на решение которой направлен образовательный формат. Решение оформляется в рамках проектной документации, которая будет впоследствии реализована.

Школы руководителей

Мы попросили руководителя ЦРК НОЦ Надежду Римацкую более подробно рассказать о возможностях, которые предоставляет «Центр развития компетенций» молодым ученым.

 Повышение уровня профессиональной и управленческой компетентности является основной задачей нашего центра, – отмечает Надежда. – Для достижения этой цели мы реализуем три базовые комплексные образовательные программы.

Первая – «Школа ключевых исследователей». Она готовит руководителей и сотрудников научных лабораторий, работающих над проектами на начальной стадии их реализации, то есть на стадии научных исследований. Основное внимание уделяется таким современным трендам, как климатические проекты, устойчивое развитие. На самом деле есть серьезная проблема: научно-технологические проекты есть, а руководить ими зачастую некому. «Школа ключевых исследователей» призвана ликвидировать это «белое пятно». Воспитать, найти инициативных людей, которые могли бы вести серьезные проекты. В этом году мы делаем акцент именно на молодых ученых. Тех, кто желает остаться в науке и видит себя заведующими лабораториями и кафедрами, желает строить карьеру в науке, научно-педагогической деятельности.

В рамках этой программы есть также «Школа 2.0» для тех, кто уже руководит проектами. Они получают навыки, как искать партнеров, источники финансирования, людей и структуры, заинтересованные в реализации проекта.

Следующая образовательная программа – «Школа главных инженеров проекта». Здесь готовят специалистов для дальнейших стадий научно-технологических разработок, когда от первоначальных исследований переходят к этапу внедрения и подбора технологий. Переход от этапа исследований к этапу внедрения немыслим без высококвалифицированного главного инженера. Но именно здесь и ощущается наибольший дефицит кадров и компетенций.

Третье направление – «Школа руководителей образовательных программ». Мир очень быстро меняется, и имеющиеся программы высшего и среднего специального образования не всегда успевают адаптироваться к этим изменениям. Целевая аудитория этой школы – профессорско-преподавательский состав и административно-управленческий персонал образовательных организаций высшего, среднего специального и дополнительного образования. Цель программы – совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза, административно-управленческого персонала образовательных организаций высшего образования по разработке образовательных программ в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, разработка и внедрение индивидуальных образовательных траекторий.

Помимо этого, в ЦРК действует целая группа программ для углубленной профессиональной подготовки: «Система экологического менеджмента по стандарту ISO 14000», «Система энергоменеджмента по стандарту ISO 50001», «ESG-трансформация общества: экология, социум, образование и бизнес», «Проведение определения соответствия наилучшим доступным технологиям и применения информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ)», «Единая система конструкторской (ЕСКД) и технологической документации (ЕСТД): актуальные вопросы, применение и нормоконтроль».

Притяжение науки

Таким образом, ЦРК НОЦ предлагает молодым ученым разнообразные программы лидерских компетенций в выбранной сфере приложения сил. При этом, чтобы рассказать молодым ученым об этих возможностях, используются различные форматы. В том числе и «Школа молодых ученых» на ТИМ «Бирюса».

 Для меня участие в «Школе молодого ученого» стало стартом для принятия решения о том, чтобы вернуться в науку, – делится одна из участниц ТИМ «Бирюса» Людмила Фаткулина-Яськова. Людмила – многодетная мама.

Рождение и воспитание детей на некоторое время стало ее основным занятием, но интерес к науке не пропал.

 Очень интересной оказалась встреча с Сергеем Владимировичем Верховцом, – рассказывает Людмила. – Раньше у меня не было ясного понимания, какие возможности есть сегодня для занятий наукой. На ТИМ «Бирюса» я подробно узнала о НОЦ «Енисейская Сибирь», о его задачах, программах и проектах. Меня очень сильно это заинтересовало, и я приняла решение вновь вернуться к научной деятельности в рамках проектов НОЦ.

Людмилу заинтересовали такие направления, как ESG-повестка и энергосбережение в строительстве. Как подчеркнула Надежда Римацкая, начинающему руководителю проекта, конечно, предстоит пройти тестирование и получить определенные компетенции, но главное – есть интерес и желание двигать науку вперед.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи