Этот вопрос уже давно волнует ученые умы. Свежее исследование на тему выпустило издательство Манн, Иванов и Фербер. Книга Дина Кита Саймонтона «Чек-лист гения: 9 парадоксов одаренности» заинтересовала меня своей смелой попыткой разобраться в вечной теме.
Дин Кит Саймонтон – заслуженный профессор психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе, изучает человеческий интеллект, творчество, гениальность и психологию науки. В первой главе автор проводит водораздел между гением от науки или искусства. Он считает, опираясь на данные исследований, что это разная природа формирования гениальности.
Любопытна глава, посвященная тесту IQ. Казалось, чего проще – высокий балл айкью, значит, гений! Автор книги приводит данные, что у многих успешных людей результаты теста были не очень высокими. То есть уровень интеллекта не гарантирует славы и достижения вершин карьеры. Хотя и повышает шансы на успех. У лидеров от власти, политиков, полководцев на успех, по мнению автора, больше влияет харизма. В то время как изобретателю приходится рассчитывать только на гениальность и упорство. Кстати, без трудоспособности любые зачатки гениальности очень быстро растворяются. Высокий интеллект требует постоянной тренировки – решения задач. При этом гении от науки и искусства часто остаются недостаточно социализированы. Автор приводит в пример Моцарта: он был развит не по годам, но только в музыке. В жизни он оставался ребенком.
Следующая неоднозначная глава – «Гений и психическое здоровье». Читатель погружается в мир безумства известных людей. Биографические подробности пугают, но автор как врач не отвлекается на эмоции. Он напоминает, что писательница Вирджиния Вульф утопилась, художник Ван Гог отрезал часть уха, композитор Роберт Шуман провел остаток дней в психиатрической больнице. Можно сказать, что гениальность – своего рода патология… В книге приводится исследование одного американского психиатра, который изучил величайших гениев и их психопатологи. Около тысячи человек – ученые, изобретатели, композиторы, художники – оказались в грустной статистике: безумных гениев среди них ровно половина. Писатель Эрнест Хемингуэй, композитор Сергей Рахманинов страдали от депрессии. Лечился от паранойи норвежский художник Эдвард Мунк. В среде ученых гениев, страдающих душевными расстройствами, оказалось меньше, чем в искусстве. Физик Исаак Ньютон вошел в «темную» половину статистики: жил холостяком, отличался тревожностью, писал друзьям письма с параноидальными мыслями.
Какой же вывод из этой главы? Автор справедливо ставит «диагноз»: когнитивная расторможенность, с одной стороны, стимулирует творчество, с другой – подрывает психическое здоровье. То есть высокий интеллект и творческая одаренность – это риск душевных болезней… Что, в принципе, и подтверждают многие биографии мировых знаменитостей.
В попытке найти истоки гениальности Дин Кит Саймонтон исследует, как на нее влияет наследственность. Композитор Иоганн Себастьян Бах продолжил династию, сыновья Чарльза Дарвина тоже отличились в науке. Но опять же Ньютон, Микеланджело, Леонардо да Винчи родились в бедных семьях, среди простых людей. Вероятно, их гениальность выросла как раз из тех трудностей, которые они всю жизнь преодолевали. Может, этот опыт и повлиял на развитие высоких способностей. В книге также исследуются влияние среды (окружения), жизненного опыта и генетические особенности. В итоге мы понимаем, что гениальность феномен непростой, свести ее к одному фактору невозможно.
В книге много забавных теорий, например, о том, как влияет на судьбу первородство (если ты первый, старший ребенок в семье). У гениев исследуются такие особенности, как широта познаний. Мыслитель Гете подарил миру не только шедевры литературы, но и внес вклад в ботанику и анатомию. Кроме того, он работал полный день дипломатом на госслужбе. Также автор размышляет, вредит или помогает гению перфекционизм. Так, режиссер Стенли Кубрик прожил долгую жизнь, но снял мало фильмов, так как доводил съемочную группу до бешенства придирками, заставляя переснимать дубли. Можно сказать, что перфекционизм – друг гениальности, но враг продуктивности. У особенных гениев, таких как Фрейд, Коперник, Дарвин, – своя природа таланта. Они – научные революционеры. Истоки их гениальности – открытость новому, широта интересов.
Возвращаясь к заглавию книги «Чек-лист гения: 9 парадоксов одаренности», попытаемся провести анализ своих способностей. Начнем с теста IQ, он есть в книге. А потом – по пунктам: наследственность, среда обитания, широта интересов, усердие, перфекционизм… Ну и про психическое здоровье не забываем: этот чек-ап нужно проводить регулярно.